История The Prodigy! Альбом «Experience»: стали ли The Prodigy поп-группой?

Это пятый выпуск самого большого русскоязычного цикла о группе The Prodigy! Настолько большого, что только сейчас мы добрались до первого полноценного альбома.

В этой статье Ra Djan расскажет, как The Prodigy вышли из андеграунда, сколько денег получали за свои выступления, остались ли независимыми артистами после выхода Experience, и было ли у них желание стать звездами?

Предыдущие выпуски:

  • 1: Образование группы, первый концерт и первая пластинка

  • 2: Как группа убивала рейв и при чем здесь андеграунд

  • 3: Как появились два главных ранних хита группы

  • 4: Любимая музыка Лиама Хоулетта

Итак, андеграундная группа или всё-таки поп-звезды

The Prodigy образовались на рейв-сцене. Их творчество предназначалось исключительно для нее. Группа изначально существовала по правилам сцены, не мыслив себя в рамках поп-проекта. Они создали музыкальное образование новой формации, когда сам рейв существовал всего пару-тройку лет.

По доброй традиции: эту статью можно еще и смотреть!

С самого начала The Prodigy следовали этике андеграунда. Для понимания их принципов хорошо подойдет высказывание Лироя Торнхилла, которое появилось в интервью изданию Electronic Punks в середине 90-х.

«Места звездам на нашей сцене нет и не было. Нет инструментов по производству звезд кроме флаеров с именами диджеев. Ты не видишь людей вроде Карла Кокса в качестве звезды, а воспринимаешь как диджея, который заставляет тебя угорать. Люди хотят танцевать и кайфовать, а не видеть перед собой звездный парад раздутых эго»

Интересно, что Торнхилл сказал бы на этот счет сейчас? Впрочем это риторический вопрос. Ну а группу же всё время будет преследовать дихотомия подполья и мейнстрима; рок-н-ролла и поп-музыки. Но давайте для начала определим термин поп.

Разберемся с понятиями

Самый безопасный способ определить поп-музыку — пойти от обратного. Всё, что не есть академическая, экспериментальная или классическая музыка — это поп-музыка. Но есть у этого подхода и существенный недостаток: он исключает жанровые коннотации. То есть поп-музыка может быть массовой, а может быть узконаправленной (как, скажем, метал или панк).

С другой стороны, мы можем утверждать, что узконаправленная жанровая сцена — это не поп-музыка, раз количество ее почитателей невелико. Когда мы называем маленькую сцену андеграундом, появляются коннотации, которые исчезли бы, если бы мы отнесли ее к поп-музыке. Другое дело, что узкие жанры когда-то могли быть попом. Панк был в свое время очень популярен и становился вполне себе поп-музыкой. Когда популярность снизилась, то панк-рок стал нишевым.

Так и с The Prodigy. Когда они записали первый альбом, то всё еще были нишевым явлением. Когда же вышел The Fat Of The Land, они превратились в звезд — в тех, кого узнают на улицах

А вот говоря попса, мы уже выходим за рамки чистого музыковедения. Попса — термин, который используют для обозначения неискренней, пластиковой и быстро забываемой музыки. Попсу мы можем определить как китч или поверхностное искусство, предназначенное для людей, которые вполне удовлетворяются тем, что им предлагают массмедиа.

Получается, что если мы хотим указать на популярность The Prodigy, что их клипы крутили по телевизору, то для этой цели их можно назвать поп-музыкой. А если мы хотим сохранить рейверские смыслы, то… вы знаете что делать

Можете отписаться в комментариях по этому вопросу: поп-группа The Prodigy для вас или всё-таки нет. Однако во время записи первого альбома The Prodigy упорно противостояли своей популярности вне рейва. Когда сингл Charly влетел в хит-парады, многие посчитали, что группа «зазвездилась» и вот-вот превратится в проект одного хита. Именно поэтому парни отказались от участия в Top Of The Pops, который оставался главным музыкальным шоу страны. Отказались они не потому, что танцующие люди стали крутить носом, а потому что сами они были неотъемлемой частью рейв-сообщества. После выступлений группа выходила танцевать со всеми, и это не было частью шоу. Они просто были такими же угарными рейверами. А еще Лиам был уверен, что запишет и более крутые вещи.

На что тогда жили The Prodigy?

Большую часть денег группа получала за регулярные выступления. Как признался Лиам в 1993 году, за одно выступление они получали около 700–800 фунтов (примерно 2 200 долларов на сегодняшний день). А вот после выхода первого альбома сумма увеличилась в два с половиной раза (около 5 000 долларов по современным меркам).

Так что парни могли продолжать регулярно выступать, и не особо стремиться попасть на ТВ и на радио. О том, что группа зарабатывала неплохо, свидетельствует то, что в 1993-м Лиам купил усадьбу в Брейнтри и недешевую машину. В доме он оборудовал студию, а прихожую стилизовал под ацтекский храм.

Как выходил первый альбом

Шел 1992-й, хардкор-брейкбит превращался в пародию, все клепали одинаковую музыку с набором повторяющихся фишек. Но были и люди в авангарде — среди них The Prodigy. Вся та история со статьей в Mixmag дала Лиаму урок. Чтобы показать себя, свое умение и талант, ему нужно было прыгнуть выше, сделать круче. А альбомы тогда как раз мало кто выпускал. В ходу на сцене были по большей части короткие синглы и EP.

Альбом Experience вышел в конце сентября 1992-го. Название — оммаж культовой группе Джими Хендрикса. Хендрикс в какой-то момент стал самым востребованным музыкантом первого Лета любви в конце 60-х. Ну а The Prodigy подводили итог Второму лету любви конца 80-х. Так что альбом провел мостик между двумя короткими эпохами молодежной вседозволенности.

Выход альбома стал событием. Moby как-то заявил, что Experience изменил его восприятие танцевальных альбомов. Всё потому что у Лиама получилось создать полноценное и концептуальное творение, тогда как большинство артистов просто собирали в сборники лучшие треки

Выпустить рейв-альбом означало — артист настолько уверен в себе, настолько преисполнился, что не боится пойти на такой рискованный шаг. Этот символический жест сообщал, что творчество отныне выходит за пределы танцпола. В то время в Англии моду набирал брит-поп, а электронная танцевальная музыка многими считалась ниже по уровню.

Большинство просто не верило, что может выйти мощный танцевальный альбом, который окажется кайфовым и вне танцпола. Так что первый лонгплей The Prodigy поверг многих в шок — его было интересно слушать и дома. Experience продался в количестве 200 000 копий, а The Prodigy оказались на территории серьезных артистов. Так что вскоре парни станут выступать с Oasis и другими рок-группами на гигантских фестивалях.

Альбомом The Prodigy заявляли «мы не только часть рейва, мы еще и самобытная группа». Даже черно-белая обложка пластинки была не очень типична. Рейв-сцена нередко предпочитала цветные аляповатые картинки

Драм-н-бэйс

Кстати, можно вполне заявить, что в каком-то смысле The Prodigy повлияли на появление драм-н-бэйса. Новая версия Charly на альбоме называлась Trip Into Drum & Bass, и это действительно можно назвать прото-драм-н-бэйсом. Разделение на разные жанры и течения внутри рейва тогда еще не было так заметно, так что The Prodigy оказались пионерами совсем зарождающегося явления.

Лиам Хоулетт выбросил семплы мультика из альбомной версии Charly, переделал ритм-секцию и снова оказался на высоте. Не исключено, что и словосочетание drum and bass вошло в обиход отчасти благодаря The Prodigy.

Послушаем еще несколько треков с альбома

На звучание джангла они повлияли и треком Out Of Space. А еще можно вспомнить буйный Ruff In The Jungle Bizness — вторая минута и можно услышать «feel the jungle vibe, baby» c высочайшим темпом для брейкбит-хардкора в 154 BPM. Двигаться под такой заметно сложнее, чем под более медленные треки.

А дикая и закрученная Hyperspeed (G-Force Part 2)? Обычно в электронике обычно сразу понятно, что происходит с ритмом: как всё запрограммировано, какого типа семплы. Но что происходит с ритмом на этом треке, разобраться не так просто. Снейр и бочка играют параллельно разные рисунки. А такой скоростной грув повторит только Aphex Twin через несколько лет в Come To Daddy.

Ну или финальная Weather Experience — эдакий прогрессив-рок от электроники. Трек черпает вдохновение из немецкого краутрока. И это трек, чья первая ритмическая часть — самый настоящий трип-хоп, тогда как вторая предвосхищает то, что впоследствии будет делать на своих альбомах Goldie. В танцевальной музыке такие длинные и сложные по составным частям произведения редкость.

Experience — по-настоящему одно из важнейших событий в мире танцевальной музыки. Он показал, что The Prodigy не «убили рейв», а стали его квинтэссенцией

Что было дальше?

Нелегальный рейв потихоньку отмирал, и нужно было двигаться дальше. Для начала, чтобы подчеркнуть трансформацию, Лиам постригся — он больше не хотел, чтобы его ассоциировали с рейверами: «Когда я создавал The Prodigy, у меня были длинные волосы. Но теперь я постригся, я больше не рейвер», — говорил он. Того же мнения был и Максим, заявив, что пришло время взрослеть.

В 22 года Лиам рассказывал, что сцена фрагментировалась: «Два года назад можно было услышать жесткое бельгийское техно, брейкбит, а затем легкий гараж-хаус. В этом был смысл — в смешении стилей». А дальше люди стали ходить в клубы, например, на техно или исключительно на хаус. The Prodigy же шли своей дорогой на большие сцены и подальше от клубов.

Не так уж много рейв-проектов выжило. И The Prodigy должны были доказать, что они способны продолжить в новой ипостаси, какой бы она ни была. «После того, как сам рейв умрет, всё равно будут те, кто хочет танцевать. Поэтому пока мы выпускаем оригинальную музыку, мы всё еще будем в строю», — заявил после выпуска первого альбома Лиам Хоулетт.

11 мая 2023

Подпишись на наш Twitter

и узнавай о новостях первым!
Ник Малеев 12 мая 2023 16:28
Спасибо за очередную часть! Вот только разве семплы мультика из альбомного Чарли выкинуты? Там есть и мяуканье кота, и знаменитое Charly says...
Ответить  
lytfik 6 сентября 2023 18:50
спасибо интерестно продолжай и далее
Ответить  
Написать комментарий
Ваш комментарий