Перед вами продолжение цикла статей от Ra Djan (кстати, подписывайтесь на его канал в телеграме). В этом выпуске разберемся, кто стоял у истоков джангла, как менялся звук жанра, и в чем отличие хардкор-брейкбита от джангла. А еще узнаем, при чем здесь Moby, Sex Pistols и Дэвид Боуи. И, конечно же, не обойдется сегодня без The Prodigy и LTJ Bukem. Погнали!

Появление прото-джангла (1991–1993)

Издалека историю джангла можно начать с того, как английские продюсеры из тусовки лейбла Shut Up And Dance Records стали экспериментировать с ускоренным хип-хопом, хаусом и рагга-вокалом вместо рэпа. Это Ragga Twins, Rebel MC (будущий Congo Natty) и сам дуэт Shut Up & Dance — все они выросли на ямайских саундсистемах и создавали музыку для этой своей тусовки. Однако такая музыка вдруг стала популярна на рейвах.

Если лениво читать, то можно посмотреть видео

Просто послушайте для начала вот такой эксперимент. В треке 1991-го года Ragga Tech звучит бас-бочка из хауса, брейки хип-хопа, «ментазмы» из техно и рагга-читка — гремучая смесь, согласитесь?

Трек, конечно, еще не похож на джангл — для этого не хватает в нем ямайского даба. Джанглисты использовали записи старого регги, фанка и соула в качестве кирпичиков для ремикса согласно философии даба. Разве что вместо звукового пейзажа деревенской Ямайки с полусонным гипнотическим ритмом, джангл имитировал стремительный и хаотичный ритм урбанистичного Лондона.

Скорость нарастала постепенно. Послушайте Wickedest Sound Rebel MC, в которую он вставил кусочки из классического регги. Это такой рагга-хип-хоп 1991-го.

Все уверены, что первым настоящим джанглом был We Are I.E. (1991), но большая проблема с ранним джанглом в том, что прежде чем выпускали официальный винил, среди диджеев ходили дабплейты — ацетатные пластинки более низкого качества (демо-версии, если можно так сказать). Если трек успешен на рейвах, то была большая вероятность официального релиза. Если нет, то музыка так и оставалась в виде дабплейта — такие треки можно иногда услышать в раритетных миксах.

Архивная документалка. Про дабплейты на 14-й минуте

Одним из первых настоящих рагга-джангл треков в современном значении можно назвать Fire When Ready G Double E, который вышел в 1991 году. Авторы говорят, что трек был записан аж в 1989-м, и два года до нормального релиза существовал лишь в виде даблейта. Кстати, вышел он в итоге на том же лейбле и в том же году, что и первый релиз The Future Sound Of London Papua New Guinea.

Композиция была не такой популярной, как уже упомянутый We Are I.E. Lennie De Ice. В 1991-м все сходили от We Are I.E. с ума, да и до сих пор многие считают его одним из самых влиятельных треков. Помимо всех классических признаков жанра, тут есть еще и «ганшот» — звук стрельбы. Позже ганшоты станут частыми гостями в джангл-треках.

Теперь еще один прото-рагга-джангл от известного проекта SL2 — Way In My Brain. Вокал вырезали из культовой песни Under Mi Sleng Teng, которая стала первым в истории дэнсхолл-треком. Внеочередной забавный факт: дэнсхолл отличается от регги тем, что первый создается на синтезаторах, в то время как регги — на живых инструментах.

Немного о дэнсхолле и регги в контексте джангла

Дэнсхолл стал оформляться в середине 1980-х, когда музыкантам с Ямайки в руки попались клавишные Casio, и там нашелся запрограммированный заранее звук под названием «Rock». Его замедлили до скоростей регги, чтобы можно было удобненько жать аккорды на слабой доле.

А теперь прелестная интерлюдия, которая покажет вам чудеса культурного обмена. Пресет под названием «Rock» был создан программисткой компании Casio по имени Хироко Окуда. Она даром что была фанаткой регги, но на самом деле эту партию она сняла совсем из другого жанра. Этот бас был в песне Дэвида Боуи Hang On To Yourself. Ну и совсем ради прикола стоит упомянуть, что очень похожая партия также есть и в песне Anarchy In The UK Sex Pistols.

Японская фанатка регги берет партию баса у англичанина Дэвида Боуи для дешевых клавиш Casio. Экземпляр синтезатора попадает случайным образом на Ямайку, где местные музыканты используют заводской пресет для своей песни и совершают революцию, а классический регги потихоньку уступает место электронному дэнсхоллу. Еще через несколько лет английские рейверы нарезают этот дэнсхолл-хит на семплы и создают новый жанр — рагга-джангл. Цепочка замкнулась. Вот вам и глобализация

Вскоре Under Mi Sleng Teng прочно узаконивается по обе стороны Атлантики, где его гоняют в хвост и в гриву все кому не лень. Вот так звучал этот риддим в песне 1989 года 2 Live Crew Reggae Joint.

The Prodigy? Дайте два!

На этой волне дэнсхолла сразу вспоминаются The Prodigy. Знали ли вы, что в 1992-м Moby сделал дэнсхолл-версию Everybody In The Place с тем самым пресетом синтезатора Casio? Вот так Under Mi Sleng Teng породил новое звучание — примитивное и доступное. И звучание это открыло новые возможности английским хардкорщикам.

Интересу к джанглу способствовали The Prodigy и с треком Out Of Space. Все знают, что Лиам Хоулетт вырезал основу из песни Макса Ромео Chase The Devil. Затем последовал и буйный Ruff In The Jungle Bizness — там на 2:10 так и поется «Feel the jungle vibe, baby».

А теперь послушайте еще один трек — On A Ragga Tip SL2. Он попал на второе место местного хит-парада и, похоже, это первый рагга-брейкбит, который продался в количестве 200 000 копий. Нереальная цифра для дешевого домашнего продакшна.

Корни хип-хопа и рагга-вокалы растут из Ямайки, а вот встретились эти два жанра в Лондоне. Если в Америке как-то больше читали рэп, то в Британии на ускоренный бит клали раггу. Послушайте еще один такой ранний трек от Kicks Like A Mule.

Где еще хардкор, а где уже джангл?

Теперь о разнице между хардкором и джанглом. Для этого обратимся к музыке LTJ Bukem. Одна из его первых работ — пластинка Logical Progression 1991 года — хоть и показывает, в какую сторону будет развиваться джангл, все еще по-прежнему напоминает хаус-музыку.

А так звучит его трек 1992 года A Couple Of Beats. Интересен он тем, что наглядно показывает разницу между джанглом и хардкором. Начинается он как обычный хардкор, а затем мутирует в совершенно другое звучание.

И что нас здесь интересует (помимо изменений в ритме и в вайбе), так это подход к басу. В первой части бас вскрывается очень быстро, он пытается угнаться за барабанами и практически не пробивает тело (то есть по сегодняшним мерками его, считай, и нет вообще). А вот когда вступает вторая часть, и бас начинает играть медленнее, он выжимает из сабвуферов всё.

Белые рейверы с мощным басом знакомы были не так близко — низкие частоты прокачивала в основном бас-бочка. Зато джангл делали те, кто был непосредственно знаком с культурой ямайских саундсистем. Они специально замедлили бас, чтобы как следует прокачать колонки. Хардкор-брейкбит — не про не сабвуфер, это про средние частоты.

Слишком быстрый бас хардкор-брейкбита дрожит на верхах, залипает на низах и не дает панча. Так что джанглисты вспомнили о регги и замедлили партии. Послушайте интересную смесь хардкора и рагги от Noise Factory — это уже переходный трек, но еще с типичными для хардкора элементами: характерными пианино и «запитченным» вокалом.

А вот трек, в котором можно отчетливо услышать медленный и утробный бас в 1992 году! Продюсер решил вопрос очень просто: первый удар приходится на утробный саб, а следующая нота проигрывается на октаву выше. Так он дал проявиться низким частотам по полной программе.

В отличие от хардкора, где бас и барабаны вплетаются в единый локомотив, в джангле они играют разные рисунки. Причем бас в два раза медленнее барабанов

Вы, вероятно, помните хардкор-хит Lord Of The Null Lines? Превращение хардкора в джангл также можно отлично узреть на его ремиксе от Foul Play, который вышел спустя несколько месяцев. Итак, сначала оригинал — здесь всё бежит на адреналиновом подрыве и рвется вперед.

В ремиксе темп прежний. Что изменилось, так это то, что джангл-версия звучит как бы в слоу-моушне, она более внимательна к ритмам, у каждого инструмента свое место в спектре. Никакой спешки за финальной эйфорией, никто не сбивается с графика. Эффект гораздо более интроспективный, самосозерцательный.

Ямайский даб впервые в истории поп-музыки пришел с идеей фокусировать внимание на ритм-секции, чтобы бас был главным, был тем, что захватывает людей. И это же слышно в этом джангл-ремиксе.

В генезисе джангла есть две независимые тенденции. Первая только что была озвучена, а вторая окольными путями выросла из дарккора. Для нее характерны сложные ритмические паттерны и атмосферные текстуры вместо мелодий. Вторую тенденцию можно отлично рассмотреть на примере всё того же LTJ Bukem.

К 1993-му музыка LTJ Bukem уже оформляется в отдельный стиль, это уже настоящий джангл с медленным басом. На его пластинке Music никак не отделаться от ощущения нервозной потерянности, блужданий в бесконечном лабиринте. Это пластинка не для шумной и веселой толпы. Она уместнее для самосозерцания. Если бы кто-то снял кино о том, как Персей потерялся в лабиринте, то это было бы неплохим саундтреком.

Характерная особенность музыки LTJ Bukem — неразрешенность. После пятой минуты композиция выходит на уверенный разгон с сексуальным женским вокалом, но Персей уже и сам забыл, что он полез сюда спасать красавицу от страшного чудовища — никакой кульминации, никакого катарсиса, никакого оргазма. Напрасно стонала Ариадна. Экстаз разрушает гипнотическое состояние, и в такой созерцательной музыке он совсем не нужен.

О программировании ударных

Еще одно новшество, которым позже джангл стал отличаться от хардкора, было введено проектом Omni Trio. Это первые опыты жанра в генерации ритма не целыми брейками, а отдельными семплами барабанов, что позволило усложнить ритмический рисунок. Прием уже можно услышать на треке Mystic Stepper 1993 года. Обратите внимание, как скачет рабочий барабан.

Когда почти через два года Omni Trio выпустил Soul Promenade, он уже был профессионалом этой техники. Здесь барабанные партии отчетливо превращаются в роботизированный паттерн. Прислушайтесь также к басу, который не пересекается с барабанами в частотном спектре.

И о важности технологий в раннем джангле

Технический прогресс позволил усложнить музыку, и джангл во многом обязан новому семплеру Akai S1000. Крис Шарп, автор статьи о джангле в Modulations, утверждает, что драм-н-бэйс не был бы возможен без этого устройства.

Грязь и муть в звуке раннего хардкора был определен прежде всего инструментами, с помощью которых создавали музыку. Их производительность оставляла желать лучшего. И когда вышел Akai, многие проблемы исчезли.

Джангл долго находился в авангарде технологического развития. Новые дешевые технологии позволили джанглистам обрести независимость от мейнстрима с доступными компьютерами, инструментами и даже собственными радиостанциями

Но одних технологий недостаточно, должна быть специфическая установка на поиск новых средств выражений и экспериментов. Джангл был музыкой маргиналов, этнических меньшинств, музыкой андеграунда, но всего за несколько лет он превратился в одно из самых важных и популярных музыкальных явлений. Об этом и поговорим в следующий раз.

16 апреля 2021

Подпишись на наш Twitter

и узнавай о новостях первым!
SiBERTiAN 23 апреля 2021 15:06
Спасибо Casio и AKAI за наше счастливое детство!
Ответить  
SiBERTiAN 23 апреля 2021 15:07
Ra Djan зе бест! Давно подписан
Ответить  
Написать комментарий
Ваш комментарий