Перед вами еще одна часть обстоятельного разговора о важнейших жанрах для электронной музыки. В этот раз речь пойдет о дабе, без которого не было бы ни джангла, ни дабстепа, ни многих других течений в танцевальной музыке. Кроме того, именно даб и ямайские музыкальные алхимики подарили миру концепцию ремикса.

Можно смело утверждать, что ямайский даб — один из самых влиятельных музыкальных жанров XX века. И стал он таким даже не столько из-за свойств музыки, сколько из-за революционных подходов, превративших звукорежиссера в музыканта, а студию — в музыкальный инструмент. В том, что без упоминания даба очень сложно говорить о современной электронной музыке, абсолютно уверен автор этой статьи. Он же, кстати, автор и Telegram-канала История рейв культуры — Ra Djan.

Видеоверсия статьи

О главных музыкальных заслугах Ямайки

В западной поп-музыке ритм-секция всегда была дополнением к лидирующим инструментам. А вот ямайские музыканты впервые превратили ритм-секцию в самодостаточное музыкальное творение. Именно на Ямайке в 1970-х впервые распространяется идея «вторая сторона пластинки — альтернативная версия песни». Так родился ремикс.

Однако ремиксами занимаются не музыканты, а звукорежиссеры. Отсюда еще одно новшество — звукорежиссер из инженера превратился в музыканта, а микшерный пульт стал еще одним музыкальным инструментом. Конечно, использовали студию как самодостаточный инструмент еще на альбомах The Beatles, но в регги и дабе это стало отдельным и массовым путем развития — более дешевым и суровым.

Типичная вечеринка на Ямайке с селектором за вертушкой и диджеем с микрофоном

Еще одно значительное нововведение — это использовании эффектов задержки (дилея) в качестве ритмообразующего инструмента. Этот прием станет затем одним из самых популярных в электронной музыке от джангла до транса.

И, наконец, Ямайка экспортировала культуру саундсистем. Народ приходил танцевать к самому громкому и веселому источнику звука на районе. Так что, можно сказать, местные вечеринки стали прообразом рейвов.

Саундсистемы и «проторейвы»

В послевоенное время — в конце 1940-х — на острове уже существовали саундсистемы. Причем существовали они как протест против экономического неравенства, как способ вернуть музыку людям. Несмотря на то, что джаз на Ямайке играли еще с 1920-х, большинство живых концертов были доступны только богатой элите. Существенная же часть населения не могла себе такое позволить. Чтобы музыка и веселье были доступны всем, в разных районах стали появляться саундсистемы, на которых крутили пластинки. В то время они становились местными радиостанциями.

Пример саундсистемы. Для масштаба обратите внимание на человека сверху

Вокруг саундсистем собирались толпы людей. Те, кто собирал систему погромче и находил пластинки покруче, становились законодателями моды. Эксклюзивность музыки оказалась важнейшим фактором в этой культуре. Диджей, у которого был хит, закрывал его название на пластинке, чтобы конкуренты не могли купить себе такую же. Так соревновались между собой саундсистемы, попутно набирая лояльную аудиторию. А сами люди приходили слушать конкретную систему.

Именно вокруг саундсистемы иммигранта из Ямайки образуется одна из первых хип-хоп тусовок в Нью-Йорке. Речь, конечно же, о Куле Хёрке. Для того, чтобы люди могли потанцевать и зачитать речитатив поверх битов, он и придумал технику «Merry-Go-Round», когда с помощью двух вертушек поддерживается бесконечный барабанный луп. Теперь уже все, конечно, понимают, что это один из самых важных приемов в хип-хопе и электронике.

Небольшой архивный сюжет о Куле Хёрке и его технике игры, которая стала основополагающей для электронной музыки

Так вот саму идею зачитывать живьем поверх уже записанной музыки он привез с Ямайки. Там наговаривать поверх инструментальной музыки, поздравлять именинников, рассказывать шутки или новости было в порядке вещей.

Появление ремиксов

На Ямайке появились собственные оборудованные музыкальные студии, и местные музыканты стали записывать и выпускать музыку. Как это часто бывает, новшества появляются благодаря случайностям, и ямайский даб не стал исключением. То, что сейчас мы называем «ремикс», здесь изобрели случайно.

Забавный факт. Сам концепт «drum & bass» тоже появился на Ямайке — еще в конце 60-х

В 1968-м оператор саундсистемы The Supreme Ruler Of Sound по имени Руди Редвуд приехал в Treasure lsle для того, чтобы отпечатать небольшой тираж новых пластинок. Но когда инженер станка запустил запись, оказалось, что он забыл добавить дорожку вокала. Тем не менее Руди понравилось инструментальное звучание, и вскоре он поставил пластинку на танцах после того, как отыграла версия с вокалом. А затем, как гласит история, поставил её еще несколько раз.

Ли Перри часто записывал в первую очередь именно барабаны и бас

Трек без вокала услышал Кинг Табби (один из главных героев и гениев даба впоследствии). Наблюдая, как народ тащится от этой, на первый взгляд, дефектной записи, он решил повторить эксперимент. Несмотря на то, что у песни отсутствовал по сути главный элемент, трек всё равно цеплял голым ритмом. Примерно с 1972 года на обратной стороне синглов стали массово выходить такие версии — с басом, барабанами и какой-то инструментальной партией. По сути, это и есть drum & bass.

На таком раннем «драм-н-бэйсе» еще нет тех ярких эффектов, которые мы ожидаем услышать в традиционном дабе. Однако эти минималистичные композиции зафиксировали значительный сдвиг в музыкальных ценностях регги. Если ранее альтернативные версии треков включали в себя вариации вокальных партий, инструментовки, то здесь уже был чистый риддим.

И даже если даб-ремиксы содержали куски вокала, они не играли ключевых ролей. На что следует обратить внимание, так это на обработку, акцент на низких частотах и на пространство микса, которое расширилось, поскольку многие дорожки и инструменты попросту исчезли. Звуковая текстура микса и ритмический пульс заменили традиционную песенную структуру. Напоминает электронную музыку, так ведь?

Такой «драм-н-бэйс» — это дистиллят базовых элементов регги. И раз уж аккорды и мелодии отступали на второй план, то, чтобы базовые элементы звучали круто, необходимо усовершенствовать два момента: то, как ритм-музыканты работают с грувом, и как звукорежиссер всё это сводит. Поэтому следующей стадией развития ремиксов стал акцент на тембре, пространстве и текстуре — именно в них сосредоточилась эстетическая ценность даба.

Даб — не специфический набор техник, а характерное отношение к звуковому пространству, атмосфере и гипнотизму. То есть даб — это больше чем техника продакшна или свод правил

Несмотря на то, что даб не сводится к одним лишь техническим приемам, магия звука проявилась в нем благодаря развитию студийной техники и манипуляций с записью. Люди за пультом импровизировали с параметрами прямо «в эфире», во время звучания трека, внезапно выводили и уводили дорожки, спорадически меняли громкость, активно играли эффектами. Считайте, что это соло на микшерном пульте.

Важность работы с эффектами

Послушайте Fire Fire Dub 1977 года (продюсировал Кинг Табби), вместе с эффектами появляется и магия! Обратите внимание, как различные инструменты многократно повторяются в пространстве. Как раз в этот момент студия становится полноценным инструментом наравне с гитарой, барабанами и вокалом. А это же и есть главный принцип электронной музыки, звукорежиссер из обслуживающего персонала превратился в творца.

Эффект, производимый задержкой или эхом, главным образом ритмический — сигнал повторяется через определенные промежутки времени. Кинг Табби использовал его двумя разными способами, но нас интересует то, что он применил его на барабанах. Он пропускал отдельные звуки барабанов через эхо, которое было настроено в два раза быстрей основного темпа. Это порождало слой полиритмии — наподобие эффекта пинг-понга.

Fire Fire Dub — прекрасный пример. После того как хай-хет и снейр приправляются эффектом, звуки прогоняются через высокочастотный фильтр, и идет постоянная игра с параметрами. В итоге ритмическая партия на высоких частотах постоянно меняет окраску относительно основной.

Именно этот прием предвосхищает неистовый и ускоренный ритм снейра в джангле. Прыгнем сразу на 20 лет вперед — послушайте, как в треке 1994 года DJ Crystl использует технику в джангле, одном из самых ярких отпрысков даба.

Суть и принципы даба

Студия Кинга Табби находилась в его доме и была очень маленькой. Там нельзя было записать живых музыкантов. Студия использовалась для ремиксов и для вокала. Однако ее превращение в полноценный звукоинженерный комплекс стал одним из важнейших моментов в развитии жанра.

В то время как большинство работало непосредственно с музыкантами, Табби работал с пленками, которые готовили специально для того, чтобы он сделал свои «версии». Акцент на таких ремиксах и подвигнул Кинга Табби на разработку техники даба как отдельного жанра. С этой техникой работал, конечно, не только он один. Послушайте даб-версию песни Боба Марли, которую записал Ли «Скрэтч» Пэрри. Это 1971-й год.

Даб-версия — это деконструкция на второй стороне пластинки. Продюсер манипулирует ожиданиями слушателя и изменяет до неузнаваемости партию вокала. Со временем подобное неконвенциональное использование оборудования стало обычной практикой.

Как уже было сказано, главный интерес в даб-версиях (или ремиксах) представляли бас и барабаны. Все остальные инструменты играли второстепенную роль. В 70-х такой «драм-н-бэйс» фокусировался на пульсирующем груве ритм-секции. Это отношение к духовым, гитарам и клавишным отразило то, что станет центральной стратегией даба: фрагментированноть и незавершенность. Аккорды и небольшие кусочки мелодий использовались для того, чтобы подкрасить аскетизм ритм-партий и добавить атмосферы.

Один из мощнейших и известнейших риддимов жанра

Раз гармония уходила на второй план, ритм-секцию нужно было сделать более динамичной. В джангле этот принцип сохранится. Вот только ритм дойдет до безумного ритуального экстаза, а танцор вечно будет пытаться выпрыгнуть из тела.

Самим бас-гитаристам и барабанщикам пришлось слегка доработать свою технику. Слай Данбар, один из самых плодовитых ударников в даб-музыке, рассказывал об изменениях, которые произошли с приходом даба: «Мы с Робби Шейкспиром не врубались в то что делаем до тех пор, пока ямайская музыка не ушла в даб. Когда осталась лишь сырая ритм-секция мы осознали, что надо колдовать… В этот момент мы поняли, что эта музыка отличалась от той, которую играет целая группа».

Бас Робби Шейкспира. В роли продюсера Кинг Табби

Есть мнение, что мощный и сносящий с ног бас на Ямайке появился из-за открытых площадок, куда вытаскивали саундсистемы. Также это, возможно, произошло благодаря тому, что басист Боба Марли Астон Баррет и басист Робби Шейкспир играли за рубежом на огромных аренах с мощнейшим звуком, и бас там работал не совсем так, как на небольших пространствах. Для громадных стадионов музыканты оттачивают свое мастерство и фразировку, чтобы насытить звуком пространство и придать игре больше драматизма. Это вернулось из туров обратно на Ямайку и идеально подходило для даб-миксов.

Такой «драм-н-бэйс» — не просто характерная особенность регги-музыки. Это превратилось в стратегию, которая радикально изменила ямайскую музыку, создав новую эстетику. А затем этот подход изменил и музыку в целом

Влияние и наследие даба слышно во многих современных жанрах электронной музыки. В некоторых случаях оно прямое и отчетливое, в то время как в других — скорее концептуальное. Тем не менее в максимально общих терминах можно обобщить, что в огромное количество стилистик унаследовало от даба внимание к пространству, груву и аранжировке.

29 декабря 2020

Подпишись на наш Twitter

и узнавай о новостях первым!
Der Mensch 31 декабря 2020 9:55
В метро гнусно,
Бабы в марле
И до лета
Не достать,
Но не грустно,
Есть же Марли,
Можно хапнуть
И летать
Ответить  
Garipov Renat 17 января 2021 17:54
огонь братан, материал прям дляя академиков
Ответить  
Написать комментарий
Ваш комментарий