Сейчас многие говорят о новом витке популярности транса: знаковые артисты записывают свежие альбомы и перезапускают карьеры, журналисты пишут лонгриды о возвращении жанра, а новое поколение музыкантов берет за основу знакомое звучание и делает на его основе нечто новое или попросту деконструирует стиль — в качестве примера можно привести Лоренцо Сенни и его пуантилистический транс. А раз есть интерес к теме, то почему бы не вспомнить, с чего всё начиналось. Это будет полезно и интересно как поклонникам транса, так и новому поколению, которое никогда не слышало старые треки.

Материал рассказывает о самых первых и предшествующих трансу композициях конца 80-х. Их легко пересчитать буквально по пальцам и к жанру можно отнести скорее ретроспективно. Однако они показывают достаточно интересную картину того, что разыграется всеми красками уже буквально через пару лет — в начале 90-х. Это продолжение цикла статей MIXED•NEWS и канала Ra Djan об истории электронной музыки.

Видео-версия этого материала

В русском языке есть устоявшееся выражение, описывающее характеристики низких частот в музыке — это известные всем «жирные басы». Но нет удачного словосочетания для характеристики, к примеру, среднего диапазона частот. Как, например, перевести на русский расхожее «squelchу acid lines»? Хлюпающие кислотные линии? Звучит не очень. А между тем squelchу acid lines неплохо описывает то, что происходило с танцевальной и не очень электроникой после 1987 года.

Легенда такова. В 1984-м году компания Roland выпустила басовую машинку TB-303. Но популярностью она не пользовалась, и тираж пылился. Синтезатор создавался для репетиций и выступлений без басиста, но идея не прижилась — звучал инструмент отвратно. И вдруг какие-то чикагские пацаны выловили экземпляр на блошином рынке и шутки ради записали с ним электронный трек. Только вместо того, чтобы прописать нормальную басовую партию, выкрутили ручки прибора в самые неестественные положения. Так появился на свет фирменный кислотный звук — совсем не такой, на который рассчитывали создатели.

Чикаго, 1987 год. Нет, это еще не прото-транс, но для погружения в тему важно

Слышите этот хлюпающий звук? Это резонанс частотного фильтра выкручен на максимум и гуляет поверх простой закольцованной партии. И несмотря на минимализм композиции и простоту аранжировки, такой эффект создает впечатление непредсказуемости, как будто синтезатор вышел из-под контроля. На субъективном уровне это можно интерпретировать как музыку неуправляемых человеком машин. Непредсказуемость и гипнотизм очень важны для психоделической музыки, и достичь их можно разными способами. В этом треке за непредсказуемость отвечает закольцованная лидирующая партия с бешеным резонансом, а за гипнотизм отвечает ровный монотонный бит four on the floor.

Acid Tracks породил такой жанр как эйсид-хаус, и к транс музыке его относить не стоит. Тем не менее характерный подход к симбиозу непредсказуемости и гипнотизма, тембру звука и ритму станет отличительной чертой многих жанров электронной танцевальной музыки, и транс здесь один из первых в списке. Слово acid в названии можно интерпретировать по-разному. Есть те, кто говорит, что «кислота» относиться к ЛСД, а есть те, кто утверждает, что это отсылка к психоделическому року или к муговскому синтезатору из трека Phaedra группы Tangerine Dream. Этимология в этом случае второстепенна, все варианты имеют право на жизнь, и каждый из них говорит о примерном спектре символов, которые можно найти в зарождавшейся тогда рейв-культуре.

Несмотря на минимализм композиция стала очень популярна на танцполах и породила множество последователей. В отличие от Америки, в 1988-м году Acid House уже вовсю гремела в Британии, и на этой модной волне решила сыграть группа KLF. Группа сочиняла смешные (если не издевательские) песни, и серьезных треков в начале их творчества не найти. Команда была нацелена на попадание в хит-парады. Для каждой своей композиции они делали несколько ремиксов, и один из них был записан специально для эйсид-сцены. Ремикс на What Time Is Love находился на второй стороне пластинки.

Одна из версий трека «What Time Is Love»

И What Time Is Love вышел гораздо мрачнее и психоделичнее чем всё, что выходило в то время в Англии в этом жанре. Тогда на пике был легкий, капризный, даже фривольный саунд. Например, такой как в вещи Everything Starts With An ‘E’. KLF же предоставили серьезную альтернативу. Можно сказать, что их трек стал важным связующим звеном между космическим роком и тем, что потом назовут трансом.

Инструментальная часть композиции — повторяющийся синтезаторный паттерн с легким уклоном в восточную музыку. Это фригийский лад, он очень распространен в гоа-трансе. Кстати, монотонная партия KLF практически идентична другому клубному альтернативному хиту Our Darkness (1984) Анны Кларк. Он вышел на четыре года раньше, и его тоже записывают в явные предшественники трансовой музыки.

Совсем ранний предшественник транса

Совпадение немудрено, это самый простой однотактовый рифф, который можно сыграть тремя пальцами и услышать в многочисленных треках от метала до попсы — например, в рок-опере Иисус Христос Суперзвезда (1970). Просто послушайте гитару в вещи Overture / Heaven On Their Minds.

Но вернемся к KLF. Несмотря на то, что на обложке пластинки красуется слоган «Pure Trance», нет основания утверждать, что это претензия на зарождение нового жанра. Во-первых, слово транс часто встречалось у самых разных музыкантов задолго до появления жанра. А во-вторых, все композиции группы, которые можно отнести к трансу, являются скорее побочным продуктом их тогдашней основной музыкальной деятельности.

До 1988 года можно найти все музыкальные элементы, которые впоследствии стали отличительной чертой жанра: прямая бочка, гипнотический ритм, непредсказуемость и вместе с тем мелодичность, этнические элементы, футуризм, мистические и религиозные темы: трансцендентность, безумие, языческая эстетика. Но только с конца 1980-х эти темы стали потихоньку объединять вместе в качестве музыкального эксперимента. Не было сознательного и отрефлексированного использования всех этих элементов вместе. Или, говоря простым языком, не было моды, а без следования моде мы еще не можем говорить о жанре.

Можно сказать, что все композиции из этой статьи — это случайное использование транс-элементов, а о жанре мы можем говорить только когда появляется закономерность. Именно поэтому все перечисленные здесь композиции трансом назвать можно только ретроспективно

Следующий трек, который можно отнести к прото-трансу, родом из Бельгии. В конце 1980-х там в андеграунде расцвела сцена нью-бита — медленная и мрачная смесь индастриала, дарк-вейва и электроники. В 1988 году группа Neon выпустила трек No Limit тоже с однотактовым риффом в том же самом фригийском ладу.

Neon — No Limit

Трек раскрывается постепенно, инструменты поочередно прибавляются, когда наконец вступает бочка. С этого момента композиция выравнивается и таким монотонным образом идет до самого конца. Это единственный трек группы в таком ключе, всё остальное — это танцевальная музыка с откровенными призывами к соитию (например, песня Baby Wants To Ride). При этом в одной из своих композиций группа открыто причисляет себя к кислоте, произнося «to all the creators of acid music». Эйсид вообще был очень модным словечком тридцать лет назад.

Идем дальше. Stakker Humanoid (1988) — первый трек эйсид-хауса, который смог прорваться в мейнстрим. Очень мощная, тяжелая тема и очень влиятельная. Проект был неизвестен и каким-то образом попал в ежедневную ротацию на радио. И — что еще более непостижимо — на ТВ в программу Top Of The Pops, хотя обычно в немилость BBC попадало всё, что относилось к эйсид-хаусу. Трек отметился в английском Top 10, а Брайан Дуганс через несколько лет создаст проект Future Sound Of London.

Humanoid — Stakker Humanoid

Эйсид-сцена была в то время скандальным явлением. Не таким как панк лет десять назад, но всё же. И телевизионщики, естественно, решили облагородить шоу: на передний план выставили двух энергичных танцоров, а Брайану надели микрофон — мол, чувак, в треке есть вокал, поэтому притворись, что поешь. На что он ответил исторической фразой: «Поет же долбаный компьютер! Эти ублюдки меня заставили». Парень с басухой тоже там по требованию телепродюсера, это единственный друг Брайана в Лондоне, у которого он вписывался пожить в сквоте. А играть на бас-гитаре этот друг вообще не умеет (да она и не подключена). И вот наглядная разница между андеграундом и мейнстримом — музыкант играет на самой популярной музыкальной программе во всей Великобритании, а вечером спит в сквоте, где нет даже электричества. Общественность требовала новой музыки и была готова к ней, но мейнстрим не мог предложить альтернативы. Пришлось искать в андеграунде.

Выступление на Top Of The Pops

Теперь о том, как устроен трек. Он начинается со стандартной драм-машины, через четыре такта подключается бас, еще через четыре — латинская перкуссия. Затем в течение минуты каждые четыре или восемь тактов добавляются и исчезают новые элементы. Это, как известно, основополагающий принцип построения аранжировок для подавляющего большинства электронных треков с ровной бочкой. Динамика появляется за счет добавления и последующей замены музыкальных элементов. В композиции мы не найдем кульминации, это станет отличительной особенность транса (как впрочем и техно, хауса и других танцевальных жанров). В рок-музыке всё по-другому. Через минуту трек сильно меняется. После брутального роботизированного крика «Humanoid!» врывается уже привычный паттерн TB-303. Резонансный фильтр (тот самый, что заставляет синтезатор свистеть и чавкать на высоких частотах) перемежается вставками с перкуссиями. Если в KLF бас и лидирующий синтезатор — отдельные инструменты, то у Humanoid басовая кислотная партия играет центральную роль — она и соло, и бас одновременно.

Следующий трек: Age Of Chance Time’s Up (1989). Опять нас интересует ремикс со второй стороны пластинки. На треке ровная мягкая бочка, монотонный и гипнотический бас, а также два новых и очень важных для транса элемента. Послушайте рубленный вокал — прием, который и сейчас популярен в трансе. И второй характерный элемент — мелодичное арпеджио.

Age Of Chance — Time’s Up

Также есть и эхом отражающаяся в стерео перкуссия, и семпл из пинк-флойдовской The Great Gig In The Sky, и мистический женский шепот — слишком теплый и мягкий трек для техно или эйсид-хауса. Здесь аранжировка тоже строится по аддитивному принципу: инструменты спорадически прибавляются, выстраивают небольшую атмосферную площадку и снова возвращаются к бочке и басу.

Вообще группа Age Of Chance начинали с совершенно другой музыки. Если хотите увидеть, как умирал пост-панк, то эта группа прекрасный пример. В 1987-м они выпустили бодрый альбомчик на стыке рока, танцев и хип-хопа в очень яркой и вызывающей эстетике с припанкованными и бодрыми слоганами вроде «Stay young! Say yeah! Call each other bay-bee». А через два года (сменив вокалиста по требованию звукозаписывающей компании) скатились в блеклый и невыразительный синтипоп.

И вот — в перерывах между альбомами — группа выпустила несколько ремиксов своего же трека. И два из них реально выдержаны в стилистике раннего транса. Многие и считают это первым трансом, хотя и выпущены треки были как побочный продукт для второй стороны пластинки.

Теперь в 1989 год. Снова The KLF и снова с ремиксом — на этот раз на трек Kylie Said To Jason. На первой стороне — слащавый и ужасный синтипоп, это стеб над популярными тогда поп-исполнителями Кайли Миноуг и Джейсоном Донованом. Как гласит легенда, KLF были на грани банкротства и пытались любыми способами пробиться в чарты. А вот с обратной стороны пластинки…

KLF — Kylie Said Trance

Под ровный ритм хай-хета включается ритм-партия кислотного синтезатора с эффектом эха. Простая и монотонная партия на два такта: первый такт задает вопрос, второй ему отвечает. Сверху еще одна простая партия на три ноты и тоже с эффектом дилея. Когда вступает бочка с басом с мягким и глубоким звучанием, мы уже близко к тому, что следует называть трансом. Ближе к концу композиции подвывает сексуальный женский вокал и это тот редкий пример, когда транс звучит сексуально. У трека нет четкой структуры, его элементы сменяют друг друга в относительно произвольном порядке, нанизываются друг на друга и так же затухают.

Идем дальше. Abfahrt Alone (It’s Me) (1989): снова восточная, фригийская мелодия на два такта. Фильтры бегают аккуратно и с ума не сходят, каждый инструмент на своем месте, и никто друг друга не перебивает. Послушайте.

Abfahrt — Alone (Breathless)

Пора подвести некоторые итоги. Во-первых, характерное пространство во всех перечисленных треках огромно, но в то же время у слушателя возникает ощущение изоляции. Это происходит потому что ритм-машина расположена близко, а на синтезаторы закинут эффект реверберации и задержки. Эхо создает пульсирующий грув благодаря тому, что звук многократно отражается. Это непривычная в жизни звуковая характеристика, похожий эффект можно услышать только в очень длинном и узком помещении. Также в треках можно проследить пустоту на средних частотах, благодаря чему мы и ощущаем глубину — лидирующим инструментам ничего не мешает, они свободно парят в пространстве.

И, во-вторых, в большинстве упомянутых композиций звучит фригийский лад. Это самая «восточная» гамма из всех европейских, она же и самая мистическая, она же и самая популярная в гоа-трансе. Всё это рисует достаточно отрешенную картину. Слушатель как бы одновременно находится в изолированном и вместе с тем огромном пространстве. На подсознательном уровне это вселяет некоторую дезориентацию. И у слушателя возникает ощущение одиночества и вместе с тем единения с музыкой.

30 августа 2019

Подпишись на наш ВКонтакте

и узнавай о новостях первым!
Boris 30 августа 2019 18:17
Есть из конца 70-х. Бланк и Перрон из Yello запилили трек Butterfly.
Ответить  
Der Mensch 30 августа 2019 20:00
Ответить  
Der Mensch 30 августа 2019 20:09
Ответить  
Иван Модный 31 августа 2019 12:00
Гениально) мне понравились предидущие выпуски и ожидаю еще...история электронной музыки наконец то становится частью культуры!
Ответить  
Stan Wise 1 сентября 2019 21:05
Очень круто, спасибо! Больше таких статей / видео!
Ответить  
Stan Wise 1 сентября 2019 21:23
парню на видео вообще респект) слушать - одно удовольствие! лайк за "хюманойд" его собственным "вокодером" хаха)) красавчик!
Ответить  
Kingdom 4 сентября 2019 10:04
1982

Ответить  
Max Kiner 10 сентября 2019 1:14
Огромное упущение то, что этому не учат в музучилищах ;) за редким исключением.
Ответить  
Kingdom 16 сентября 2019 16:53
Нужен новый формат музучилищ))
Ответить  
Max Kiner 16 сентября 2019 17:11
Несомненно :)
Ответить  
Der Mensch 16 сентября 2019 17:30
Ответить  
Van 25 сентября 2019 22:31
Acid всегда интерпретировал как Ацид. Так более понятно звучит.
Ответить  
Александр Турсин 23 января 2020 13:35
Бомбическое звучания
Ответить  
Написать комментарий
Ваш комментарий