Это продолжение цикла статей о зарождении электронного хардкора в 1990-х. Информации об этом на русском языке крайне мало, и MIXED•NEWS восполняет пробел вместе с автором YouTube-канала Ra Djan об истории рейв-культуры. Уже опубликованы материалы о прото-хардкор жанре Bleep & Bass и лейбле Warp, а также о том, что из себя представляло раннее хардкор-техно в 1990–1991 годах и с чего начинался хардкор-брейкбит в 1990-м.

В этот раз речь пойдет про стремительную коммерциализацию сцены в 1991 году, прорыв рейва в мейнстрим и чарты, упрощение звучания в угоду широким массам и про первые мегафестивали на десятки тысяч человек. Здесь же можно узнать, убивали ли The Prodigy рейв, и кто в ответе за разделение техно и хардкора на отдельные течения. А еще именно в этом году становится понятно, что брейкбит-хардкор — это предтеча джангла, который зацветет всеми красками уже буквально через пару лет.

Как обычно, всё написанное в этой статье можно посмотреть и в формате видео

В начале 90-х можно обозначить две большие тенденции рейв-движения в Англии. Одна из них продолжала традицию нелегальных рейвов, и с ней были проблемы. Власти считали всё это прямой угрозой общественному правопорядку, пресекая события любыми возможными способами.

Другая — это появление гиганстких мегарейвов. Промоутеры въехали, что на этом можно делать деньги. А раз нелегальные мероприятия закрывались по всей стране, то следуют всё делать по закону. Так рейв из вечеринок для посвященных превращался в попсу. И музыка во многом тоже уходила в таком направлении: весь 1991 год рейверы контрабандой заносили свои любимые треки в национальные хит-парады. В этой статье как раз послушаем, в какие дебри эволюционировал брейкбит-хардкор в те времена.

Начиная со Второго лета любви, нелегальные рейвы были не просто танцами. Они были новым молодежным секретом и порталом в коллективную эйфорию. Взрослое поколение и мейнстрим в это явление не врубались, а власти как всегда хотели всё запретить. Однако и у самих рейверов было много внутренних проблем, поэтому спуск с небес на землю оказался стремительным

Примерно так выглядело Второе лето любви

Незаконные вечеринки будоражат: чтобы провести рейв, необходимо набраться смелости, перестать бояться штрафов и конфискаций оборудования, нужно взломать сквот, установить там саундсистему и распространить информацию по своим каналам. Вспышка подобной активности среди молодежи не может не напрягать любое правительство (даже такое либеральное, как в Англии), поэтому полиция реагировала жестко и без лишних сантиментов.

В музыке тоже произошли сдвиги. Рейв становился всеобщим достоянием, а не уделом кучки посвященных. То, что крутили на вечеринках, всё чаще и чаще можно было услышать по ТВ, да еще и в самых популярных шоу. Рейв вливался в мейнстрим

Правительство стало выдавать клубам лицензии на ночные мероприятия (пабы в Британии ведь до сих пор закрываются в полночь). В этот период рейвы в клубах стали обычным явлением во всей стране, а не только вокруг Лондона и Манчестера. Именно в этот период рейвы становятся по-настоящему коммерческими и рафинированными, переезжая в клубы на легальной основе и под контролем государства. Так произошел первый поколенческий разрыв, и ветераны эйсид-хауса разбрелись по своим небольшим тусовкам.

В 1990–1992 годах стали появляться первые коммерческие мегарейвы: Amnesia, Raindance, Kaos, Mayhem, Eclipse, World Dance, Helter Skelter, Elevation, Fantazia, Dreamscape, Vision и другие. На этих мероприятиях в гигантских ангарах или под импровизированными навесами топтали пол от 10 000 до 25 000 человек. В 1991-м известная группа KLF выпустила видео-трилогию Stadium House. Это клипы для MTV, снятые в виде живого выступления с танцами и механически отрепетированной постановкой на гигантской сцене. «Стадионный хаус» — прекрасная стилизация духа того времени.

Документ эпохи. Рейв Fantazia, начало 90-х

На этих гигантских рейвах можно было насладиться профессиональной светомузыкой и стробоскопами, съесть сладкой ваты, попрыгать на батутах. Правда чтобы попасть внутрь, приходилось ждать в очереди, а потом пройти осмотр на фейсконтроле (и лучше на нем было не палиться).

Рейв стал вполне легальным бизнесом с пространством, заточенным исключительно под гедонизм, а ритуалы рейверов стали достоянием всех желающих. На праздник приходили в цветастой одежде и белых перчатках, со свисточками и флуоресцентными палочками. Появились свои характерные движения и везде распространялись мифы о том, как продлить кайф.

На мегарейвах преобладал попсовенький саунд с пианино из итало-хауса конца 80-х, жесткими риффами бельгийского хардкора и брейками в стиле группы Shut Up And Dance. В 1991-м такой звук стал бомбить местные хит-парады. Мейджоры быстренько взялись за поп-проекты в стиле Shades Of Rhythm и N-Joi, но и в андеграунде было множество желающих попасть на пригретые места. Shades Of Rhythm, например, теперь звучали вот так.

Пример поп-звучания рейв-музыки

Тот же самый брейкбит, приторный вокал и саунд без диссонансов. Такой китч от хардкора: фальшивая сентиментальность, подражание трендам и массовое производство.

И у мейджор-лейблов, и в подполье был общий подход — это позитивные, гимноподобные песенки. В английском языке это называют «anthem». Из андеграунда сразу в топ-40 попал, например, проект Congress с треком 40 Miles, достаточно простым и пустоватым. Их лейбл выпустил 11 релизов и заглох буквально за пару-тройку лет.

В чарты попадали и Rhythm Section с треком Nu Generation (новое поколение). Как раз оно и помогло проекту распродать пластинки, ведь каждому поколению нужны свои герои.

На самом деле весь 1991 год рейв был в топе британских хит-парадов. Журналист Саймон Рейнольдс насчитал 22 хардкор-трека в топ-40, десяток из которых даже попал в верхний топ-10. Причем саунд у композиций отличался от сахарной попсы до брутальных бельгийцев. Последний раз, когда жесткая музыка попадала в чарты, был в конце 1970-х с панк-волной. Но — как и с панками — после того, как всё это запахло баблишком, и хардкор-компиляции стали рекламировать по телевизору, движение поползло вниз.

К середине 1992-го количество хардкора в хит-парадах несколько поубавилось, но рейверы всё еще стабильно выводили в топы по одному-двум трекам в месяц. Everybody In The Place The Prodigy достиг второго места, и то только потому что перевыпустили Bohemian Rhapsody The Queen. На второе место попадали и Shut Up And Dance с треком Raving I'm Raving.

Нетленка The Prodigy

Почему мы вообще говорим здесь о хит-парадах? А дело в том, что изначально брейкбит в электронной музыке был способом уйти от «гламурности» хауса

Вот что пишет Крис Шарп в статье о джангле Modern States Of Mind: «Использование брейкбита в хардкоре было способом показать средний палец мейстримному хаусу. Любители отполированной музыки просто разбегались в разные стороны».

К примеру, участники Urban Shakedown осквернили классику дип-хауса 1987 года: ускорили хип-хоп бит, накинули басов погуще, а шелковистый мужской вокал подняли так высоко, что он зазвучал как девчонка, надышавшаяся гелием. Такие выкрутасы бесили фанатов хауса. Кстати, забавный факт: один из участников Urban Shakedown впоследствии создал популярный драм-н-бэйс проект Aphrodite.

На самом деле получилась та же попса, только быстрее и противнее. К той же поп-волне можно причислить и проект Altern 8. Отличались они разве что правильным кислотным прикидом — костюмами химзащиты с противогазами — но музыка по большей части была в той же степени приторная, что и упомянутые выше треки. Самый популярный хит банды — это Activ-8. С ним они и попали на третье место хит-парада и в передачу Top Of The Pops.

Примерно с 1990 года независимые лейблы уже могли вполне себе соревноваться с мейджорами. И релиз The Prodigy Charly стал настоящим хитом не только на рейвах, но и в национальных чартах. Вполне возможно, что именно Charly заставил крупные лейблы всерьез задуматься о рейве. По уровню продакшна это действительно великолепный трек для 1991-го. Его идея пришла в голову Лиаму Хоулетту во время просмотра телевизора, когда транслировалась какая-то глупая реклама с котом. Его мяуканье Лиам засемплировал, подложил грамотно нарезанные биты и мультяшные напевы. В течение года Charly породил несметное количество подражателей. Явление назвали toytown rave, потому что теперь все кому не лень резали на семплы мультики и детские программы.

Правда до уровня Prodigy не дотянулся никто. Всё так и осталось на уровне слепого эпигонства. Дешевые треки превратили находку в банальность. Именно поэтому журнал Mixmag опубликовал фото Лиама на обложке с пистолетом у лба и подписью «Did Charly Kill Rave?».

Разворот журнала дублировал тот же вопрос

Теперь самое время разобраться с тем, как брейкбит окончательно превратился в самостоятельный жанр. Разделение сцены на техно и брейкбит началось именно в 1991 году, когда известные английские диджеи, Fabio и Grooverider стали заводить ломаные биты, забив на техно. Мартин Джеймс, автор книги State Of Bass, приводит цитату Сары Сэнди из агентства Groove Connection: «Когда Fabio, Grooverider и другие ребята стали уделять вниманию британскому хардкору, техно стало уходить на второй план, что и привело к разделению нашего агентства. Одна его часть хотела остаться с техно, ну а мы пошли своей дорогой и начали создавать британское звучание. Мы понимали, что здесь происходит что-то новое, это витало в воздухе. Мы создавали что-то отличное от техно и сходили с ума от этого ощущения. Зарождалась новая энергия».

Послушать эту энергию в ее наиболее мрачном и жестком варианте можно у проекта Nebula II, который стал знаменит благодаря именно таким релизам. Дебютная EP звучала практически из каждой подпольной саундсистемы в 1991-м. Кстати, обратите внимание на бас, тут играет 808-бочка в сабах, этот прием в брейкбите доведут до совершенства The Prodigy (к примеру, в треках Their Law и в особенности на Smack My Bitch Up). У Nebula II было большое влияние на джангл и, хотя эти треки еще нельзя отнести к жанру, у следующих релизов уже гораздо более джангловое звучание.

Еще один важный для хардкор-брейкбита 1991-го пример — вещь Narra Mine со сладеньким вокалом от Genaside II.

Genaside II, Nebula II и 4Hero наметили вектор развития в сторону мрачного саунда. Участник Genaside II также записал трек New Improved Shit под псевдонимом Armageddon. Примечателен он тем, что местный барабанный луп станет впоследствии у всех ассоциироваться с Firestarter The Prodigy. Хоулетт правда превратил его в эталонный брейкбит-боевик несколько лет спустя. Здесь же еще всё очень сумбурно.

Genaside II записали в этом же году и самый первый рагга-джангл трек. По хронологии он, похоже, опережает даже всем известный We Are I.E. Изначально Genaside II выпускались на лейбле Jumpin' & Pumpin', на котором также вышел большой хит The Future Sound Of London Papua New Guinea.

Один из самых известных хитов FSOL

Есть еще один трек, который однозначно ответственен за мрачную эстетику в подобной музыке. Это одна из композиций, что в своих сетах в 1991-м играл Fabio, когда перешел от техно к брейкбиту. Здесь использован характерный бас Reese, который через несколько лет станет неотъемлемым элементом драм-н-бэйса и остается таковым до сих пор. Так что Rave In The Bedroom можно назвать самой настоящей предтечей. И, как говорит название, записали его в спальне на коленке.

Еще один трек из диджейской сумки Fabio того года: Blame Music Takes You. У него достаточно сложный и интересный барабанный рисунок, и тоже местами играет бас Reese. Один из самых клевых в плане продакшна треков.

Ранняя продукция культового лейбла Moving Shadow, который позднее будет специализироваться на первоклассном драм-н-бэйсе

А теперь самое время заценить очень редкий и психоделичный брейкбит Psychotronic от проекта Earth Leakage Trip. Это единственный трек с таким роботозированным техноидным саундом и психоделическим вайбом.

Дальше хардкорщик Acen с первым своим релизом Close Your Eyes. Трек стал таким популярным из-за дурацкого напева «закрой глаза, забудь мир, забудь людей».

И ведь действительно, главное условие — вовремя выбросить из башки весь мусор. Если тебя что-то парит — заботы, дом, работа — то оторваться как следует не получится. Танцы — это активная медитация, а ненужные мысли мешают веселиться, как боль зубная

Теперь бодрый и веселый трек от Razor Boy & Mirror Man, основателей лейбла Rabbit City Records. Отличный грув с легкой примесью джаза, но без модных тогда сахарных вокальных мотивчиков. Интересная аранжировка: каждые условные полминуты включается новая партия, и связана она с предыдущей только ритмом. Кстати, вторым релизом этого лейбла станет пластинка Analog Bubblebath Vol. 2 Aphex Twin.

Что поражает, так это то, что продюсеры и сюда умудрились вставить хардкор-стэбы — секунд на пять, но всё же

Композиции этого периода используют лупы живых барабанов, но им специально придают ощущение механического движения. В большинстве вещей мелькает откровенный диссонанс и некоторая доза противных уху звуков. А поверх этой уверенно рвущейся вперед мешанины обычно положен сладенький вокал. Разве что в треке Holy Noise The Noise вокал пропорционально противный и не выбивается из общего диссонанса: сознание медленно, но верно засасывает в конвеер.

Правда это бельгийский трек. Его не в Англии выпустили. Заметно?

Переместимся и в Америку. Ведь следующий брейкбит записан легендой детройтского техно Кевином Сондерсоном. Существует слух, что Up Tempo создан буквально за час, что немудрено, поскольку трек очень прост и построен на трех китах ранней хардкор-эстетики: противном басе, амен-брейке и стабе а-ля «ментазм». Считается одним из первых хардкор-треков, и его тоже играл Fabio в 1991 году.

Обратите внимание на один из первых релизов известного диджея Карла Кокса. Техно пока даже и не пахнет, здесь звучит попсовенький глуповатый женский вокал и брейкбит под ровную бочку.

Ну а завершить материал можно английским треком от 2 Bad Mice с вокалом в стиле детской считалочки и ужасными пианинками. И как только они стали популярными и пережили столько инкарнаций?

22 июля 2020

Подпишись на наш ВКонтакте

и узнавай о новостях первым!
InVoice 24 июля 2020 10:08
Хорошая статья. Я рад, что Питер в свое время тоже отметился нелегальным рейвом "Медное озеро". Все, что написано в статье с точки зрения организации рейвов и их коммерциализации можно отнести и к Питерскому движению. Про 10-ли летнюю историю "Медное озеро" вообще целую статью можно написать. Начиналось все с выезда 20ти человек с техникой на природу, закончилось через 10 лет 45-ю танцполами,450-ю диджеями и 60000 посетителей. Поверьте, было очень интересно, я как организатор этого мероприятия знаю)))
Ответить  
ASHWORLD 25 июля 2020 14:08
так сделайте же статью об этом,кто как не вы лучше сможет все это описать
Ответить  
InVoice 25 июля 2020 15:29
Давно уже такая мысль крутиться.
Ответить  
SPECTROYD 13 августа 2020 22:03
и если будете делать подобное мероприятие, приглашайте меня на виниловый диджеинг.. Я специализируюсь на олдскул-текнорэйв музыке с 1991-го года, когда по М-Радио услышал LA STYLE - James Brown Is Dead и HOLY NOISE - James Brown Is Still Alive !! и PHENOMANIA - Who Is Elvis? и SECOND PHASE - Mentasm и многое-многое другое..)
Ответить  
Дмитрий Кашин 10 июня 2021 1:17
QUADROPHONIA и T99 ещё))
Ответить  
Дмитрий Кашин 10 июня 2021 1:25
И Outlander туда же))
Ответить  
SPECTROYD 13 августа 2020 22:07
Для ознакомления с репертуаром, есть 2 паблика в VK
1) TEKKNO ZONE (только рэйв-музыка) vk.com/tekknozone
2) Спектройдовы Винилы (не только рэйв-музыка) vk.com/spctrdvinyls
Ответить  
Genadij 27 июля 2020 21:04
классно, я был рейвером в подростковом возрасте в середине 90х, хотя не был, но им и остался.
Ответить  
InVoice 13 августа 2020 22:29
Конечно, хочется повторить, что-то подобное. Судя по аудитории PDJ есть творческие люди, которые в музыке. Но это, наверное, было бы мероприятие для ценителей, а не для масс. Хотя ...кто знает?
Ответить  
Написать комментарий
Ваш комментарий