ОбложкаНовостиСтатьиАнонсы | РелизыИнтервьюДевайсы |
| ВходРегистрация |
РекламаПрислать новость |
Эта статья открывает цикл об электронном хардкоре начала 90-х — тема важная, интересная, но мало раскрытая. Наибольшая путаница состоит в том, что в разное время и в разных местах этим словом обозначалась совершенно непохожая музыка. В начале 90-х хардкором в Британии называли северный Bleep & Bass и музыку лейбла Shut Up And Dance; хардкором могли назвать и поп-рейв песенки таких групп как N-Joi и Shades Of Rhythm, и брутальное скоростное бельгийское и немецкое техно. А чуть позже хардкором был и джангл.
В рамках этого материала разберемся с понятием Bleep & Bass, которое прочно ассоциируется с лейблом Warp и менее всего похоже на то, что мы сегодня привыкли называть хлестким термином хардкор. Материал подготовлен Ра Джаном, регулярным автором MIXED•NEWS и ведущим YouTube-канала об истории рейв-культуры.
Рейв в Британии стартовал как явление, почти полностью построенное на экспортной продукции. В 88–89 годах английская танцевальная музыка во многом лишь догоняла американский хаус и техно. Меняться это стало с появлением лондонского лейбла и группы Shut Up And Dance и жанра Bleep And Bass, который зародился на севере Британии.
Bleep And Bass был фактически первым именно английским жанром танцевальной электроники, и его влияние станет позже заметно в близких к гэриджу жанрах — то есть в тех, где бас пожирнее и погуще
Англичане, конечно, записывали и хаус, и техно, но именно Bleep And Bass был свежим и своим «британским». Марк Арчер из Altern-8 говорил о нем так: «У нас бы не было хардкора, если бы не Bleep. Если вытащить Bleep из уравнения, британская танцевальная музыка была бы совершенно другой».
Этот микрожанр важен и интересен тем, что впервые стал акцентировать внимание на очень низких частотах саб-баса. Его также характеризует исключительный минимализм, простые мелодии в стиле «крафтверковского калькулятора», биты TR-909 и иногда атональность. Другая особенность в качестве звука — треки делали на аналоговых машинах, не так уж часто прибегая к не очень качественно нарезанным семплам. То есть Bleep звучит жирно и качественно даже в наше время. Для примера послушайте следующий трек.
Композиции, о которых дальше пойдет речь, до дыр гонялись в клубах, на нелегальных рейвах и пиратских радио. Успех Bleep And Bass продержался всего пару лет, к началу 90-х его вытеснили гораздо более быстрые и маниакальные формы хардкора.
Звучание появилось на севере Англии, где уже были в ходу электро, хип-хоп и, конечно, чикагский хаус. Хаус вообще имел колоссальное влияние на местную молодежь, а окончательно забуриться в домашних студиях в попытке создать что-то свое всех заставил A Guy Called Gerald с хаус-хитом Voodoo Ray (1988).
Но если что и подорвало интерес к настоящему квакающему басу, так это трек 1989 года парней из города Бредфорд: Unique 3 The Theme. Холодный и пещерный — у трека только один хук, примитивная перкуссия и мелодический мотив, как будто его наиграли на кнопочном телефоне или древнем модеме.
Участник проекта Давид Бахар рассказывал, что он хотел найти самый грязный звук баса. Как-то на одной из сессий он услышал низкочастотный фидбек из динамика и просто записал его на кассету. У следующего релиза Unique 3 палитра уже гораздо богаче за счет бразильских ритмов — эдакая помесь электро, латино и даба. Влияние последнего очень важно для появления Bleep & Bass, многие британцы выросли в мультикультурной атмосфере, и для многих было обычным делом пойти и послушать черные регги-саундсистемы с мощным и низким басом. И они захотели воссоздать это в собственной музыке.
После появления Bleep & Bass вся страна узнала о том, что такое саб-бас! И в этой музыкальной революции огромную роль сыграл Шеффилдский лейбл Warp. Он заработал после того, как организаторам не удалось заманить к себе Unique 3 — тогда они решили выпустить релиз Track With No Name проекта Forgemasters. Один из важнейших релизов этой эпохи записан в спальне за один вечер. А группу назвали в честь местного сталелитейного завода. Эта практика — называться в честь индустриальных заводов — идет еще от Kraftwerk.
К концу 80-х в Шеффилде было две характерные особенности. Во-первых, он знаменит своими заводами и пролетариатом. В индустриальном городе была куча складских помещений в промзонах — идеальный расклад для нелегальных рейвов. Новый звук, конечно же, был сразу опробован на танцполах. Во-вторых, уже с начала 80-х в Шеффилде была сложившаяся электронная сцена с такими авангардными группами как Cabaret Voltaire, Clock DVA, Chakk, British Electric Foundation и Human League. Все они экспериментировали с синтезаторами, драм-машинами и пленочными лупами.
Уместно будет сказать, что и те, кто создавал техно в стремительно угасающем индустриальном Детройте, вдохновлялись шеффилдской электронной сценой! Даже вокал классического для электро и техно проекта Cybotron Хуана Аткинса местами подозрительно напоминает Human League раннего периода
Как в конкретной музыке использовали записанные на магнитофоны шумы, а постпанк-группы использовали немузыкальный элементы, так и продюсеры Bleep & Bass использовали тестовые тоны оборудования, чтобы сделать бас пожирнее. Такой тон можно услышать в треке Testone от Sweet Exorcist, проекте участника Cabaret Voltaire и шеффилского DJ Parrot.
Большая часть этого урчащего низкочастотного спектра приходилось на самые низкие частоты, которые не слышишь, а скорее ощущаешь. Этот утробный пульс сводил с ума на танцполе и быстро стал основой для баса у многих продюсеров.
Модель работы лейбла Warp станет позднее эталоном того, как будет жить хардкор-сцена — это был и лейбл, и специализированный магазин. Диджеи работали в магазине, крутили пластинки в клубах и на рейвах, делали для лейбла треки — еще один похожий на ямайскую даб-культуру процесс.
Ирония Bleep And Bass в том, что он впитал в себя вайб ямайского даба и черной американской музыки: хип-хопа, техно, хауса и электро. Сохранив кислотный гипнотизм и пульсацию, в нем при этом во многих треках можно услышать синкопированный бит — такой подход уже ближе к джанглу, чем к хаусу. В следующей вещи Ital Rockers сходу так и заявляют о своих ямайских корнях: «Riddim fulla culcha, yah!»
Еще один коллектив из Лидса LFO — в ту пору еще совсем в тинейджерском возрасте — создавал басовый звук, записывая его так, чтобы лампочки горели красным. Затем снова семплировал этот звук и еще несколько раз повторял этот процесс. Когда нарезают винил, часть низких частот обрезается, поэтому LFO уговорили инженера убрать фильтры и рубануть треки на пластинку по полной программе.
Все называли этот северный стиль Bleep And Bass или просто Bleep — последнее, видимо, означает простую мелодию, которую можно сыграть одним пальцем. Но прежде всего дело было, конечно, в басе. Если в клубе всё начинало дрожать — значит, трек правильный
Проект Nightmares On Wax выпустил классический трек Aftermath — утробный саб-бас с ровной бочкой и синкопированным грувом. Как и многие треки 90–92 годов, этот передает ощущение то ли эйфории, то ли мрачного забвения.
В 1990 году композиции лейбла Warp попали в национальные чарты — это Aftermath и мультяшное диско Tricky Disco, именно под такую музыку Чип и Дейл танцевали бы джигу.
На Warp тогда вышло множество популярных рейверских хитов, и в целом лейблу ушло аж 2 процента продаж по Британии. Но несмотря на успехи предприятие оказалось на грани банкротства — подкачал дистрибьютор. Лейбл спас проект LFO записав суперуспешный альбом Frequencies — не только эталонный релиз стилистики, но и одну из самых крутых электронно-танцевальных работ, актуальную до сих пор.
Как сказал музыкальный журналист Саймон Рейнольдс, рок-н-ролл и «блип» похожи в том, что оба жанра на передний план вытащили ритм и грув, отодвинув мелодию. Хотя это и справедливо не для всех композиций жанра — послушайте мечтательный и приджазованный трек 1991 года с достаточно разнообразной аранжировкой.
Но стиль процветал не только благодаря Warp, и вне лейбла было множество классических релизов. Например, Ability II Pressure, и в особенности ее даб-версия с триповой подводной реверберацией. Пространство этого трека переполнено бесконечностью, и это явление достаточно редкое для жанра.
Следующий трек проекта Rhythmatic вышел на лейбле Network, который славился тем, что привез детройт-техно в Англию. Оригинальная версия в басах тонет, ремикс же в низах и вовсе утонул.
Ну а самой великой группой, начавшей с этой стилистики, не имеющей отношения к Warp и к тому же выжившей после того, как Bleep & Bass пришел в упадок, были Orbital
Дебютный релиз Chime Orbital создали без бюджета, однако он быстро взлетел на седьмое место в английских чартах. Когда же Orbital появились на передаче Top Of The Pops в 1990-м, то подтвердили опасения всех, кто считал, что электронные музыканты не умеют играть: парни нажали на воспроизведение и танцевали рядом даже не претворяясь, что музицируют.
Главная мелодия трека Orbital — аккорды на пианино — предвосхитили то, что вскоре станет характерным признаком хардкора: простая и перкуссивная мелодия, а позади нервное струнное стаккато
В первой половине 1990-х Bleep & Bass практически изжил себя, ему на смену пришли быстрые, жесткие треки с брейкбитом, пиано-вставками из итало-хауса и ускоренными вокальными семплами. Там было уже гораздо больше средних частот. И британскую сцену начал представлять хардкор.