Расследование: независимая фестивальная индустрия под угрозой

Ещё буквально недавно катастрофический провал фестиваля Fyre на Багамcких островах казался для концертной индустрии исключением из правил — грустным, но единичным зрелищем. Но получивший меньшую огласку крах другого ивента, канадского Pemberton Music Festival, нанёс концертному бизнему не меньший, если даже не более болезненный удар, и поставил его инди-сегмент в реально шаткое положение. Ветераны букинга и промоушна предупреждают, что этот случай может оказать широкое негативное воздействие на активно развивающийся фестивальный рынок, пишет The New York Times. MIXED•NEWS решил проанализировать свалившийся массив информации и мнений, чтобы разобраться, что к чему и на самом ли деле всё так плохо.

«Это может быть символическим концом независимых фестивалей», — Марк Гайгер, William Morris Endeavor

Четвёртый по счёту музыкальный фестиваль Pemberton должен был состояться 13-16 июля. Было продано больше 8 тысяч билетов, а в числе хедлайнеров были заявлены такие артисты как Chance The Rapper, Muse, A Tribe Called Quest, Run the Jewels, Diplo, Big Sean и Haim. Всё шло по графику, когда 18 мая на официальном сайте фестиваля вместо лайнапа внезапно вывесили заявление, в котором обе компании-организатора Pemberton Music Festival сообщали о своём банкротстве и отмене мероприятия, также в течении часа были удалены все социальные аккаунты. Но и это была не последняя неприятная новость: в отличие от стандартной практики, когда обладателям билетов при отмене предлагают компенсацию, в этот раз организаторы предложили гостям «заполнить подтверждение требования от лица необеспеченного кредитора». Проще говоря, инициировать длительный процесс возврата денег через суд и возни с бюрократической системой.

Как результат, представители музыкального и концертного бизнеса до сих пор в шоке от того, что организаторы Pemberton не смогли ни запустить адекватный возврат денег, ни избежать ошибочных маневров за считанные недели до старта мероприятия, чтобы уберечь фестиваль от отмены. Марк Гайгер, один из главных лидеров мнений и глава музыкального департамента фирмы William Morris Endeavor, называет коллапс канадского фестиваля «обманом и аферой», которая может оказать последовательный негативный эффект на всю индустрию, но наиболее вероятно пострадают именно небольшие промоутеры.

Любопытно, но первые опыты проведения Pemberton Music Festival в конце 90-х и начале 2000-х были неудачными. Только в 2014 году компании Huka Entertainment, довольно известному инди-промоутеру, удалось вдохнуть жизнь и поставить на ноги мероприятие, проходившее в живописной гористой местности за 100 километров от города Ванкувер, штат Британская Колумбия. Тем не менее, согласно заявке на банкротство, все эти три года фестиваль работал в убыток: если в 2016-м было куплено 38 тысяч билетов, то в этом — лишь 18 тысяч.

Официальных афтермуви у Pemberton никогда не было, только любительские. Тем не менее, это смотрится как признание в любви — вот только нечистые на руку организаторы так и не ответили на эти чувства взаимностью

Крах Fyre и Pemberton ещё раз поднял насущный вопрос: «Достиг ли постоянно расширяющийся фестивальный рынок своего пика?»

Мало того, что эти громкие провалы подрывают уверенность покупателей в фестивальном продукте, естественная конкуренция становится всё ожесточеннее, а негативные последствия — всё более болезненными, ведь мероприятий в календаре всё больше. «У проходящих в облюбованном публикой месте фестивалей с отличной организацией и качественно курированными лайнапами всё будет по-прежнему хорошо, но переизбыток ивентов приведёт к тому, что выживут лишь сильнейшие. Игроки послабее просто исчезнут», — комментирует Гари Бонджиованни, редактор профессионального издания Pollstar.

Знаменитые на весь мир фестивали вроде Coachella начинались как рискованные затеи маленьких промоутеров, у которых хватило смелости пойти ва-банк. Если фестивалям будет слишком сложно получить доступ к кредитам, для таких новаторских идей просто не останется места, считает Сэм Хант, представитель Paradigm Talent Agency, чьи артисты Major Lazer и Run The Jewels как раз были в букинге Pemberton Music Festival. «[Фестивальная] индустрия преуспевает за счёт большого числа креативных людей, которые делают новые и изобретательные вещи. Если давление на них увеличится ещё больше, проиграют все», — дополняет он.

Но наибольшую злость у таких людей как Гайгер и Хант вызывают инвесторы Pemberton, в особенности несколько богатых канадцев без какого-либо опыта в музыкальном бизнесе. По злой иронии судьбы и терминологии, они — обеспеченные кредиторы, а значит их шансы на возврат денег несоизмеримо выше, чем у обычных любителей музыки, заплативших за билеты по 275 долларов из своего кармана. Некоторым персоналиям вся эта махинация и вовсе может стоить уголовного преследования: так одна из инвесторов, Аманда Гирглинг, по совместительству является главным директором компании, которой принадлежит земля, на которой проводился Pemberton Music Festival. Участок выставлен на продажу за 12,5 миллионов долларов.

Природе Pemberton тоже пришёлся по вкусу и периодически она наделяла его гостей хорошими знаками. В 2016-м ничто не предвешало столь печальной концовки....

Перерегистрация уставных фондов, подмена исполнителей, «прогоны» денег через несколько счетов — со всей этой криминальной историей Pemberton Music Festival 2017, который остался должен владельцам билетов более 6 миллионов долларов, суд начнёт разбираться уже 6 июня.

После финансового кризиса и краха рынка недвижимости в США нечистые на руку фестивальные промоутеры превратились в ростовщиков и выполняют роль кредитных «прокладок» для сомнительных бизнес-проектов

Немудрено, что после скандалов с Fyre и Pemberton получить заём на фестиваль средним и небольшим организаторам будет гораздо сложнее. Кроме того, билетные операторы с куда меньшей охотой захотят выплачивать авансы, а финансовые требования артистов вырастут и деньги надо будет обязательно платить вперёд. При таком сценарии единственными компаниями, которые по-прежнему смогут «выкатывать» многомилионные бюджеты для проведения масштабного фестиваля, останутся лишь корпоративные игроки с тягой к монополии: например, Live Nation и AEG.

Некоторые специалисты в концертной индустрии считают, что это прямое следствие постоянного укрупнения фестивального бизнеса. Процесс начался в конце 90-х и заметно активизировался в последнее время, когда такие воротилы как пресловутая корпорация Live Nation начали массово скупать независимых промоутеров. Выживать индепендентам в таком климате становится всё сложнее, не говоря уже о какой-либо конкуренции с монстрами вроде Ultra, Coachella, Tomorrowland и так далее.

Да, фестивали бьют исторические рекорды по посещаемости, и это не может не радовать. Но в нашем мире, где главным законом является выживание сильнейших, остаётся всё меньше места для разнообразия — как минимум, фестивального.

2 июня 2017

Подпишись на наш Facebook

и узнавай о новостях первым!
Roman Lars 2 июня 2017 15:43
Уфф) а у нас проще в Раше, запретили и дело с концом
Ответить  
L4 2 июня 2017 23:42
Нехило так нечестные орги на людях нагрелись!... Хорошим то ничем не выйдет им...
Ответить  
Написать комментарий
Ваш комментарий