Государство вмешалось в кризис вокруг РАО. Что дальше?

Издание Коммерсант опубликовало аналитический материал Бориса Барабанова с метким названием Не сыпь мне соль на РАО. В рамках расследования автор уделяет внимание нынешнему положению дел в Российском авторском обществе, которое длительное время ассоциируется с интригами, уголовными делами, и теперь с вынужденным вмешательством со стороны федеральных властей для разрешения внутреннего кризиса и конфликта интересов. С интересом освещает ситуацию вокруг РАО и американский Billboard.

Барабанов пишет, что хотя государство и начало заниматься насущными проблемами РАО, решить их полностью получится только тогда, когда из системы защиты и управления авторскими правами и роялти уйдет человеческий фактор, а все соответствующие функции будут выполняться специальными технологиями. Мы публикуем сжатую версию оригинального материала.

Текущий климат и бюрократический курс

Российское авторское общество (РАО) имеет право как собирать отчисления даже без предварительного
договора с автором, так и оставлять часть прибыли на собственные расходы. По итогам 2015 года все организации по коллективному управлению правами (ОКУП) суммарно собрали 7,7 миллиарда
рублей роялти, на РАО пришлась подавляющая часть — 4,6 миллиарда (предварительные итоги 2016-го рисуют схожие цифры). Долгое время между группами российских правообладателей и контролирующими организациями фактически шла война за этот рынок и деньги.

Максим Дмитриев — в центре

Временное перемирие наступило в последние дни 2016-го. В качестве генерального директора
РАО Министерством юстиции был зарегистрирован Максим Дмитриев, основатель «Первого музыкального издательства» (ПМИ), вице-президент совета Всероссийской организации интеллектуальной собственности (ВОИС) и член совета Российского союза правообладателей (РСП). Первый вице-премьер Игорь Шувалов поручил Минкульту, Минюсту и Минэкономики подумать над созданием общественно-государственной организации в сфере коллективного управления правами. Наконец стало понятно, кто есть кто, но государство не отпускает ситуацию с контроля.

Внутренняя борьба на грани фола

Назначению Дмитриева предшествовал четырехмесячный внутренний конфликт. В конце августа 2016 года ряд авторов-членов РАО на экстренной конференции постановил сместить Сергея Федотова с поста гендиректора РАО. На тот момент Федотов уже 2 месяца находился под арестом по обвинению в незаконном выводе роялти на счета собственных фирм. Решение и легитимность «заговорщиков» были поставлены под вопрос и вызвали в РАО раскол. Всю осень там шла позиционная борьба с обвинениями, компроматом и угрозами вмешательства высших инстанций. Делались заявления о рейдерском захвате и криминальном давлении на руководство РАО.

Возможная схема противозаконного вывода средств стала известна, когда Агентство страхования вкладов (АСВ) обратилось в МВД с заявлением о проведении проверки руководства РСП, РАО и ВОИС на причастность к выводу из Мострансбанка более 1,84 миллиарда рублей при участии Никиты Михалкова и его сына Артёма.

Максим Дмитриев пользуется поддержкой влиятельных правообладателей: Виктора Дробыша, Константина Меладзе, Игоря Крутого. Его «Первое музыкальное издательство» — крупнейшее на российском рынке, с каталогом из более чем 40 000 произведений ведущих эстрадных авторов и исполнителей. В сентябре 2016-го сообщалось, что Дмитриев сложил с себя полномочия гендиректора ПМИ и передал управление в слепой траст во избежание конфликта интересов. В данный момент внешний аудит РАО проводит юридическая фирма FBK Grant Thornton — результаты станут известны в конце февраля.

Государство рассудит?

На скандалы вокруг РАО и коллективного управления правами музыканты, продюсеры и издательские компании в сумме реагировали так: «Нам в принципе все равно, кто будет собирать для нас авторские, лишь бы их было больше. К РАО много вопросов, но других сборщиков отчислений у властей для нас нет. Если только само государство не возьмет дело в свои руки. Если все равно воруют, то, может, лучше и вправду все отдать государству». Профильные специалисты сошлись во мнении, что создатели и распорядители творчества не могут прийти к консенсусу самостоятельно, эту же точку зрения озвучивал Игорь Матвиенко: «Мы сами не справимся, постоянно будут вот эти разборки, криминал, рейдеры».

Государство прислушалось и вмешалось — благо президент РФ дал правительству поручение сделать работу ОКУП «более прозрачной» еще в 2015-м. Тем не менее, что такое «общественно-государственная
организация в сфере коллективного управления правами» непонятно до сих пор. Зато очевидно, что у каждого автора-респондента в XXI веке должен быть личный электронный кабинет, сбор роялти должен происходить максимально прозрачно, а во главе новой структуры — встать человек с кристально чистой репутацией. Времени на это практически нет, а задача стоит амбициозная — не просто придумать с нуля, но и заставить работать новую организационную форму с новым механизмом контроля.

Цифровое будущее как панацея

Способы заработка музыкантов и механизмы отчислений постепенно меняются практически каждый день, а в перспективе ближайших 5–10 лет (а то и быстрее) картина и вовсе изменится до неузнаваемости. Все большую роль играют концертные гонорары (одна из главных уязвимостей РАО), лицензирование музыки в рекламу, фильмы, компьютерные игры и так далее, единоразовые авторские гонорары за продажу материала третьим лицам. Большинству авторов важнее получить роялти здесь и сейчас, а не висеть в неопределенности.

РАО заточено под обслуживание авторов и исполнителей шлягеров, эстрадный формат и пока что не готово к новым реалиям. Устаревшую систему сбора и распределения отчислений в сфере интеллектуальной собственности активнее всего отстаивают правообладатели самого старшего поколения — неохотно идут на компромисс с индустрией, не хотят вникать в современное положение и тенденции. Яркий пример — забракованная ранее концепция «глобальной лицензии», фиксированного сбора в пользу авторов с каждого интернет-пользователя.

Новые формы существования контента в цифровом мире предоставляют возможность создателям музыки, фильмов и книг обходиться без посреднических услуг лейблов, издательств и агентств по сбору отчислений

Децентрализованные технологии учета и начисления роялти (например, блокчейн) делают возможным новый уровень взаимодействия между создателями контента и потребителями — автономный, саморегулируемый, справедливый. В перспективе он может сделать авторские общества и других посредников-прослоек бессмысленным атавизмом. Но чтобы это произошло в российских реалиях, судя по всему, потребуется строгий контроль, давление и немного креатива от правительства.


Фото на обложке материала © Георгий Розов

24 января 2017

Подпишись на наш Twitter

и узнавай о новостях первым!
Написать комментарий
Ваш комментарий