Философ Гай Стэндинг в книге Прекариат: Новый опасный класс предлагает термин «новые беспокойные», то есть люди безо всякого жизненного плана и конкретной профессии. Поиск себя в таком случае — это листание ленты в социальных сетях и ничего более. Автор настаивает: современный человек нуждается в передышке. Он устал от постоянных обновлений всего вокруг. Только догоняешь моду, события, тренды, вдыхаешь «дух времени»… А он — раз! — и снова меняется. Это и правда надоело всем, даже самым рьяным трендсеттерам.

В кино и в музыке долгожданная передышка уже ощутима. Взглянем на альбомы 2018 года: Moby, Chic, Зак Де Ла Роча из RATM, A Perfect Circle, The Prodigy, MGMT, Chromeo, Craig David и даже, например, Fisherspooner. Но, нет, это не ретро-бум саунда из 70-х, 80-х или 90-х, как мы привыкли в таких случаях считать. Это просто возвращение старых правил игры.

Сменилась сама риторика. Последние пять лет нам объясняли: вот вам новый Принс, вот новый Aphex Twin или новый Moby. Мол, прежних можно уже в утиль. Общее настроение: быстрее всё поменять! С перепугу в это даже верилось. Ладно, перестраиваемся. Кто там эти новые? Flume, Mura Masa, Madeon, Zedd — целая волна юнцов, которых назначили новыми такими-то на смену «бывшим». Но с самого начала с ними было что-то не так.

Важный сигнал — история артиста Petit Biscuit (вторая половина 2017-го). Как раз типичный новый-на-смену-старым: француз восемнадцати лет пилит сахарный пластмассовый электро-лаунж-поп. В парня угрохали кучу денег. Apple Music буквально насильно впихивал его альбом, Petit Biscuit полгода был во всех плейлистах. И сейчас можно сказать, что всё мимо. Вообще никто его не запомнил.

Или отыскали где-то на вилле в Италии забытого Джея Кея из Jamiroquai. Тот тихо себе спивался на пенсии и никого не трогал. Сказали: «Надо, старик, спасай!». Он, конечно, лихо раздал, иначе не умеет. Но с таким видом, будто до сих пор не понимает, что вообще происходит. Помятый Джей Кей пятый клип к ряду бесцельно куда-то бредет.

Есть ощущение, что где-то наверху осознали: кажется, мы дали фальстарт в «смене эпох». Ведь если с актуальными героями все окей, то никто не стал бы возвращать «на контракт» артистов, что закончили карьеру под мейджором еще 10 лет назад

Можно сделать предположение, почему так происходит. Отчасти это гиперинфляция мифа про «доступную музыку» и бедрум-продюсеров. Все эти сенсационно прорывные ребята продавали прежде всего саму идею: покорить мир можно сидя у себя дома с одной мигающей штукой в руках — контроллером, семплером, драм-машиной, которых вышло за последние годы несметное количество. Сегодня в ленте всё чаще можно увидеть новое дорогое железо, профессиональные студийные наборы, огромные синтезаторы. Ярких дешевых девайсов стало меньше.

Юношей плавно и аккуратно переместили из ниши «новые мировые топовые продюсеры» в нишу «молодежная музыка». В пресс-релизах об их новой музыке сменилось позиционирование. С Ableton Push под мышкой (погуглите фото Madeon) в саунд-продюсеры к Lagy Gaga уже не идут. Плюс все новые жанры с отметками future и nu теперь автоматически становятся post и meta. Молодая поросль думала, что они будущее, авангард. А их использовали одноразово.

Это конец эпохи саунд-дизайна. Стоит полагать, что скоро наконец наступит долгая эпоха real time, в которой найдется место и Moby, и Aphex Twin, и группе Chic, и молодежи, адекватно понимающей свой текущий уровень и реальные возможности.

23 июля 2018

Подпишись на наш Facebook

и узнавай о новостях первым!
Написать комментарий
Ваш комментарий