Интервью с создателем Beatport и Final Scratch

Джон Аквавива — один из тех людей, который стоит за многими новшествами в танцевальной индустрии. Возможно, его имя на афишах видно всё реже, но почти каждый в танцевальной индустрии пользуется или технологией, или сервисом, за которым стоит этот человек. Final Scratch, Beatport, Splice и Vntana, эволюция лейбла Plus 8 Records в инвестиционный фонд — вот немногое из того, к чему он приложил руку.

Это интервью мы планировали еще в июне — на фестивале Sónar в Барселоне — но только недавно у Романа Астафьева получилось встретиться и обсудить карьеру Джона, а также современную музыкальную индустрию для MIXED•NEWS.

Я посмотрел на твой гастрольный график и на твои проекты. Правильно понимаю, что бизнес для тебя в последние годы в большем приоритете? Расскажи сам, что ты больше предпочитаешь сегодня: заставлять людей двигаться и танцевать на танцполе или двигать индустрию?

(Смеется) И то, и то! Я хочу заниматься обоими направлениями. Это как трапеза, все ведь любят попробовать больше одного блюда. С одной стороны, каждый в этом мире должен специализироваться на чем-то. Я же гурман, мне интересно работать по разным направлениям. С другой стороны, это ведь части одного большого пазла, одной экосистемы. И хотя мной и двигает страсть и любовь к тому, что я делаю, разумеется, у меня есть команда. В ней артисты, люди разных творческих направлений, а также люди, которым ближе бизнес-сторона. Вместе мы можем сделать больше. А умение заставить людей танцевать, поскольку я являюсь артистом и диджеем, дает видение, которое есть не у всех бизнесменов. Но, скажу тебе, иногда находиться по обе стороны баррикад — то еще испытание.

И всё же, старт твоих бизнес-проектов скорее случаен или осознан? Всё началось с вашего совместного с Ричи Хоутином лейбла Plus 8 Records, поправь, если я не прав.

Да, всё началось в 90-х с Plus 8, и было осознано. И, как бы я не любил музыку, мне нужны были деньги: строить студию, покупать пластинки, обеспечивать себя. Мы живем в капиталистическом мире. Поэтому как артист ты должен ответить на некоторые вопросы: как проецировать свое творчество в мир, в котором живешь, какова ценность и стоимость творчества. Это непросто, но ты обязан выяснить это.

Аквавива все же находит время для выступлений

Мы вдвоем всегда верили, что можем создать что-то новое. Несмотря на успех, мы не ведем себя как рок-звезды. Я не иду куда-то и не стремлюсь у тебя забрать все твои деньги, потому что я известный. Однако сегодня электронная сцена стала схожа с рок-индустрией. Нам же нравится создавать. Поэтому помимо заработка, мы думали о том, что еще можно создать для этого комьюнити и для нашего окружения. Думаю, на техно-сцене таких качеств по-прежнему много. Так что, как мне кажется, я хорошо балансирую между бизнесом и творчеством.

Как ты в итоге пришел к работе над Final Scratch и сотрудничеству с Native Instruments?

Я не знаю как с другими, но я и Ричи... наша музыка называется техно, потому что мы живем технологями. Так что повторюсь, это было не только осознанным решением, но еще и естественным. Мы всегда следили за свежими технологиями. И когда я узнал об этой, то понял, она мне идеально подходит!

Тогда весь мир менялся из-за интернета. И когда я услышал, что у ребят есть идея проигрывать треки с компьютера, мне это сразу показалось интересным. А когда удалось еще и увидеть это, я сказал: «Да! Это будущее!». Так что мы вступили в ряды, продолжили развивать ПО и оборудование, чтобы сделать всё это частью современной культуры.

Новые технологии, да. Но, если посмотреть на сегодняшний рынок, он как качели. Мы двигаемся вперед-назад. Создаются новые контроллеры, стриминги, при этом растут продажи винила, и даже Ричи Хоутин представляет не новый контроллер, а аналоговый микшер.

Так это же великолепно! Даже я спустя долгое время работы над разными инновациями сделал серию миксов под названием Back To Basics.

«Да, мы действительно движемся вперед, но давайте сделаем и шаг назад — должно быть время для того, чтобы остановиться и подумать»

Не могу говорить прямо на сто процентов за Ричи, но я из тех людей, кто его очень хорошо знает. Основная задумка его микшера Model 1 — как раз примерно такая: окей, давайте ненадолго вернемся к основам и разберемся, а что вообще такое хороший микшер? Поэтому он создал устройство максимально возможного качества, а не ради очередной игрушки внутри.

Возвращаясь к аналогии с пищей: идя в ресторан, я не всегда хочу, чтобы он был наворочен, современен и прогрессивен, иногда хочется простой и вкусной еды. В конце концов, вся суть микшера — хороший звук. Цель в этом, так что Ричи вернулся к базису. Порой чтобы совершить шаг вперед, нужно сделать два назад. Он всего лишь переосмыслил, каким должен быть микшерный пульт сегодня.

Окей, давай тогда тоже сделаем шаг назад и вернемся к одному из твоих главных проектов. Ты один из основателей Beatport, помнишь когда и как всё случилось?

Дай-ка вспомнить... Началось это где-то в 2004-м, когда мир принял iTunes, а ноутбуки становились привычными в диджейской среде. В тот момент было чувство, что стоит создать платформу для людей, которым нравится электронная музыка. Интернет должен был помочь в этом, и мы создали главную музыкальную платформу в индустрии.

Еще со временем вы закрыли Plus 8 Records, но на деле лейбл скорее перерос в инвестиционную компанию Plus 8 Equity Partners. Что произошло?

Раз мы с Ричи научились управлять деньгами и можем обеспечить близких, значит можем инвестировать не только в себя, но и в другие направления. Чем и занялись спустя десять лет. Вообще, у нас был не только лейбл, но и собственное производство винила. Мы инвестировали в Final Scratch, создали Beatport. И после продажи Beatport, и я, и Ричи решили, что часть денег нужно инвестировать в мир, частью которого мы являемся.

Как для этого выбираются проекты?

Так же как я выбираю треки, еду и всё в этом духе: есть ли в этом смысл, вызывает ли это у меня интерес? Когда я слышу об идее — это больше, чем просто мечта, может ли это стать реальностью? Мы хотим увидеть концепт, проекты проходят много этапов отбора. Дальше мы запрашиваем всё больше и больше деталей. Ну и не нужно забывать, что с 30-летним опытом приходит видение, способность оценить идею от начала до конца. Далеко не последние вопросы при этом следующие: сделает ли это наше окружение лучше, и рентабельно ли это?

«Мы не просто делаем деньги для себя, но и помогаем зарабатывать комьюнити. И это хороший пример того, как стоит вести бизнес. Я здесь не для того, чтобы заработать на вас деньги и оставить вам крошки со стола. Некоторые из этих компаний имеют большую ценность, но то, как они ведут дела, сколько выплачивают артистам — это печально»

Среди многих проектов Plus 8 Equity есть Splice. Как начался он, в чем суть?

Наша музыкальная сцена отличается от других. Мир сильно изменился благодаря интернету, и Splice помогает создавать и работать над проектами через облачный сервис. Можно работать с людьми в любой точке мира, не нужно для этого присутствовать в студии. Проект растет и растет, теперь в нем участвуют производители семплов и VST, с ним сотрудничают известные артисты. Так что было ожидаемо, что мы проинвестируем Splice, это часть будущего.

Тогда такой вопрос: вы всего лишь выделяете деньги или принимаете участие в развитии?

Конкретно в этом проекте мы выступаем как мотиваторы и консультанты, в других существует целый совет правления. Конечно, мы активны в представлении стартапов нашим друзьям и коллегам. Но мы не принимаем решения и не ведем Splice — есть Стив и Джонатан, у них прекрасное видение проекта, и мы им доверяем. Встречаемся периодически, поддерживаем, задаем вопросы и разбираемся, как что работает. Можем дать рекомендации, фидбек, но не пытаемся отобрать работу и быть у руля.

Выступление в Mixmag Lab

На Sónar+D ты выступал как бизнес-ангел и инвестор, плюс у тебя была панель с лекцией «Бизнес для креативных технологий». Какие новые технологии ты открыл для себя, и чего ожидать нам?

Вообще у нас есть целая команда, которая мониторит рынок. Сейчас мы присматриваемся почти к полутысяче компаний, девять уже инвестируем. Есть несколько десятков людей, у которых потрясающие идеи, и за ними мы тоже следим. В портфолио у нас есть компания Vntana, которая занимается дополненной реальностью (AR). Виртуальную реальность (VR) пока не поддерживаем, хоть она и важна для будущего. За последние годы VR стал очень популярен, но никто не оказал большого влияния на этот сегмент и сильно не продвинулся: много хайпа, но мало качественного контента. И это не только вопрос контента, но и потребителя, и как его получить. Мы ждем, когда одна из идей получит внимание со стороны рынка.

Так, а что насчет AR?

Есть прецедент — не помню название компании — которая тоже начала с музыки и обанкротилась. Когда используешь изображения Тупака Шакура, Майкла Джексона, Элвиса или другого известного артиста — это стоит дорого. Тем не менее, модель, когда знаменитости могут быть одновременно в нескольких местах, нам нравится.

Есть компании, которые начали с AR, но ушли в VR, эта модель тоже работает. Скажем, если состоятельный человек хочет купить недвижимость, но времени не хватает, то некоторые совершают покупку благодаря VR. Ты в Пекине, хочешь купить дом в Ванкувере, берешь VR и всё осматриваешь. Но AR еще лучше! К примеру, ты создаешь новый клуб или отель и хочешь это показать 20 инсайдерам и инвесторам. Любую новую разработку, фестиваль, спортивный ивент можно посмотреть в 3D. Дополненная реальность всё больше превращаться в огромный бизнес.

Однажды ты сказал, что деньги — это свобода, которая помогает делать хорошие вещи. Какими поступками и проделанной работой ты гордишься?

Когда мы пришли к созданию Beatport. Если у артиста миллионы прослушиваний на Spotify или SoundCloud, он получит долларов сто за прослушивания. Мы же объединили сообщество одной платформой, где люди продолжают платить 2,5 доллара за трек, а автор получает неплохие роялти за одну загрузку в отличии от стриминга.

«Я всегда говорю: если тебе нравится композиция или ее автор, то купить трек, это как купить чашку кофе своему другу. Артист заслужил чашечку кофе, если он зацепил своим треком или песней. Увы, не все разделяют такой взгляд»

Какова справедливая цена? Если диджеи платили от 10 и больше долларов за винил, то, думаю, это нормально — купить трек за 2 доллара и позволить лейблу и артисту заработать доллар.

Авторы контента тоже заслуживают денег в этом капиталистическом мире. Или чашку кофе. Мы не просто делаем деньги для себя, но и помогаем зарабатывать комьюнити. И это хороший пример того, как стоит вести бизнес. Я здесь не для того, чтобы заработать на вас деньги и оставить вам крошки со стола. Некоторые из этих компаний имеют большую ценность, но то, как они ведут дела, сколько выплачивают артистам... это печально.

Но это мир, в котором мы работаем. Когда я сижу за столом, то хочу, чтобы у каждого был кусочек пиццы. И чтобы все были довольны.

15 сентября 2017

Подпишись на наш Facebook

и узнавай о новостях первым!
TooShe 16 сентября 2017 14:37
Спасибо за статью. хочу кусочек пиццы
Ответить  
Igor Muzyka 21 сентября 2017 0:11
Я обеими руками ЗА то, чтобы платить за музыку!!! Сам покупаю её на Битпорте и Айтюнсе. Только сравнение с чашкой кофе мне не нравится. Когда я покупаю какой-либо трек, я представляю, что "голосую" своими деньгами авторам на струны, барабанные палочки и тд... Ну вы поняли)))
Ответить  
Petr Ozernoy 23 сентября 2017 19:56
А я до сих пор винил покупаю. Надеюсь музыкант получает свой кусочек пицы :)))
Ответить  
Написать комментарий
Ваш комментарий