Самые увлекательные и серьезные работы, которые помогут стать знатоком современной музыки и разобраться во всем от начала и до конца.

Energy Flash

Саймон Рейнольдс

Программный труд о британской рейв-культуре 90-х от одного из самых эрудированных музыкальных критиков нашего времени. До того, как его поглотила рейвовая лихорадка, Рейнольдс писал умные статьи об андеграундных группах в Melody Maker и ряд других профильных изданий. Но именно феномен UK Hardcore, мутировавшей формы классического хауса, стал для Рейнольдса толчком к написанию Energy Flash, истории дивного нового мира, зарождающегося на ранних рейв-вечеринках. В дополненных версиях этой классической работы автор также подбирается и к современности, анализируя дабстеп-лихорадку, охватившую мир в 2008-м, и популярность EDM в Америке.

Прошу, убей меня!

Легс МакНил, Джиллиан МакКейн

Толстенный сборник интервью, в котором Лу Рид, Игги Поп, участники The Velvet Underground, The Doors и другие музыканты без прикрас и пошлых продюсерских легенд рассказывают о том, как был придуман рок-н-ролл нового образца. Книга очень хорошо сбивает пафос, который окружает этих культурных героев и то революционное время в музыке (рубеж 60-х и 70-х). Наркотики, саморазрушение, невероятные истории на грани правды и вымысла. К примеру, знали ли вы, что родители Лу Рида в детстве пытались вылечить его от гомосексуализма с помощью электрошоковой терапии?

Рэп-Атака

Дэвид Туп

Дэвид Туп одним из первых в среде музыковедов почувствовал, что рэп — это гораздо более глубокое явление, нежели просто мода. Первое издание Рэп-Атаки вышло еще в 1984-м, когда хип-хоп культура не подвергалась хоть сколько-нибудь серьезному анализу. Туп рассказывает о социальном контексте рэпа: сначала он появился на улицах Нью-Йорка благодаря молодым ребятам, которые под диджейские запилы читали о том, как они хотят иметь всё и всех. Позже эта музыка, в том числе благодаря своей речитативно-разговорной форме, проникла во все сферы нашей жизни, от политики до шоу-бизнеса, и породила крупные фигуры уровня Тупака Шакура, Jay-Z и Канье Уэста. Дополненные самим Тупом, новые издания Рэп-Атаки помогают отследить не только историю рэпа, но и его планомерный захват нашей планеты.

Электрошок

Лоран Гарнье

Мемуары одного из лучших диджеев планеты. Личная история, через которую хорошо заметны перемены в танцевальной музыке за последнюю четверть века. Помимо интересных деталей внутренней диджейской кухни, Гарнье также выдвигает в Электрошоке разные любопытные теории по поводу развития музыки в принципе. Например, автор считает, что музыкальная история повторяется в виде тридцатилетних циклов. Даже техно, которое всегда двигалось только вперед, уничтожая существующие тренды, сегодня часто ориентируется на свои же старые образцы. Гарнье констатирует, что мы живем в удивительные и странные времена и постоянно оглядываемся назад, но вместе с этим прогнозирует массированную контратаку в адрес чудовища под названием EDM.

Дальше — шум. Слушая XX век

Алекс Росс

«Собрав фольклорные мелодии, Стравинский стал дробить их на мотивы, наслаивать друг на друга и снова собирать в кубистские коллажи. Как и в багателях Бартока, фольклорный материал входит в генетический код музыки, управляя всем ее организмом». В таком интеллигентном, тонком и аккуратном стиле Алекс Росс, штатный музыкальный критик The New York Times, нескучно описывает приключения внутри академической музыки XX века. Более того, автор предлагает отказаться от устаревшего противостояния классики и поп-музыки: Бьорк вдохновляется Арво Пяртом и Мессианом, а современные молодые композиторы нередко слушают Sonic Youth. Россу интереснее находить связи (даже самые невероятные) между музыкальными направлениями.

Музпросвет

Андрей Горохов

Сегодня Андрей Горохов с головой ушел в практики современного искусства и крайне неохотно вспоминает о Музпросвете, который некогда считался его главным трудом. Сверхзадачей этой книги (и одноименной радиопередачи) было знакомство так называемого MP3-поколения с историей популярной музыки. Ямайские ритмы, Ли Скретч Перри и Джеймс Браун, немецкий краутрок, психоделик-поп, Карлхайнц Штокхаузен как пионер электронной музыки — кругозор Горохова всегда был широк, а в Музпросвете сложился некий пазл самых главных музыкальных явлений после 1960-х.

Как музыка стала свободной

Стивен Уитт

Практически триллер в книжной форме о том, как пиратство и цифровые форматы десятилетиями подтачивали музыкальную индустрию — и в конечном итоге победили. Американский журналист Стивен Уитт сделал своеобразную ретроспективу пиратства, в которой всё начинается с историй отдельных энтузиастов, в своих подвалах изобретающих первые плееры и формат MP3. Дальше автор пускается в практически киношные очерки о пиратских сценах, сообществах энтузиастов, рисковавших всем, что у них было, ради общего дела: свободной музыки в интернете. Этой книге, возможно, не хватает какого-то подведения итогов и более ясной позиции: грань между злодеями и героями в ней максимально размыта. Но в качестве исторического документа, запечатлевшего все вехи музыкального пиратства, работа смотрится (и читается) хорошо.

24 октября 2017

Подпишись на наш Twitter

и узнавай о новостях первым!
Der Mensch 24 октября 2017 23:08
ещё пять копеек

Корпорация счастья А. Хаас

Сергей Курёхин Безумная механика русского рока А. Кушнир

Песни в пустоту. Потерянное поколение русского рока 90-х Александр Горбачев, Илья Зинин

Аквариум как способ ухода за тенисным кортом В. Гаккель
Ответить  
Ivan Kosov 25 октября 2017 11:27
Машина песен - маст рид
Ответить  
gidronique 26 октября 2017 13:22
Читал Музпросвет, а сейчас лопачу Дальше Шум. Ееее, я крутой
Ответить  
Написать комментарий
Ваш комментарий