Исконно британский стиль драм-н-бэйс по версии многих критиков уже 20 лет приходит в упадок. DNB is dead! — писал Mixmag в 1998 году, сразу после того, как крестный отец жанра Goldie выпустил альбом Saturnz Return. Внутри дуэты с рок-звездами первой величины — Ноэлем Галлахером из Oasis и Дэвидом Боуи, который в 90-х изрядно повеселился на рейв-сцене (чего стоит один только его лонгплей 1. Outside, названный одним из самых нелепых и необъяснимых релизов десятилетия).

То, что для Goldie — шаг наверх, для фанатов — предательство и обман. Их святая вера в андеграунд заметно пошатнулась. Джангл всего за пару лет проделал путь из душных подвалов, где плясали в респираторах, до чартов. А значит уже можно отсчитывать дни до официальной кончины, так в истории музыки случается почти всегда. Но Великобритания — страна особенная, а потому и музыка здесь развивается по своим внутренним, специфическим законам. Драм-н-бэйс, как и исконно уличный и агрессивный гэридж, попав в мейнстрим, не исчез со временем.

Драм-н-бэйс (как и опять-таки гэридж) со временем просто стал частью общего британского поп-ландшафта, отправив на обочину истории карикатурные бойз-бэнды и девичьи группы. Широкой аудитории пояснили: поп-музыка может звучать быстро, динамично, и она может иметь усложненный ритмический рисунок, привыкайте. Начать можно, например, с группы Kosheen.

В нулевых драм-н-бэйс на какое-то время сдавал позиции, уступив дабстепу, электро, вариациям гэриджа. Но потом случился ренессанс: благодаря усилиям радиостанций Rinse FM, Capital Xtra, а затем и BBC Radio 1, драм-н-бэйс снова вернулся в танцевальный мейнстрим, и — что важно — уже с новыми героями: Chase & Status, Wilkinson, Sub Focus, DJ Fresh, Fred V & Grafyx и прочими. До поры все это интересовало исключительно фанатов жанра, но уже в 2010-х на этой сцене начали происходить интересные вещи. «Новый драм-н-бэйс» предложил слушателю засилье песенной формы. Теперь главное — не крутые дропы, синкопы, сбивки и колючий, вьющийся бас, а куплет и припев. И чем размашистее припев, чем сильнее он похож на тяжеловесную стадионную песню, тем лучше.

Фанаты насторожились. Да, их любимая музыка давно зависла в промежутке между гимнами фанатских разборок и саундтреками к рекламе туристических компаний, но тут наметился очередной крен в коммерциализацию. Прошел год, свыклись и с этим: в противовес поп-флангу драм-н-бэйс артистов выросла достойная оппозиция в лице молодых, голодных и злобных адептов true-стиля. Казалось, паритет восстановлен. Но в 2012 вышла песня, которая изменила историю стиля.

Это был сингл Feel The Love, с которого началась история группы Rudimental. Для дебютного альбома Home они провели впечатляющую скаутскую работу по поиску новых интересных вокалистов. Один из идеологов группы, Кеси Драйден, тогда настаивал: «Мы не хотим записывать дуэты со звездами, нам интересно открывать молодых артистов. Они могут быть еще молодыми, не готовыми к большой сцене, но именно они и только они способны привнести в нашу музыку новые краски».

Rudimental — Feel The Love

В случае с Rudimental дошло до того, что парни просто встречались по выходным с саунд-продюсером Майком Спенсером (Jamiroquai, Kylie Minoque, Alphabeat), и смотрели ТВ-шоу вроде The Voice или даже Popstars. Через эти программы проходило множество интересных исполнителей, которые, мелькнув на экране, навсегда исчезали с поля зрения аудитории. Так редко случается, но у Rudimental уже были готовые вокальные синглы и понимание, какой именно вокал им нужен. Не было только самих голосов. Нужного кандидата еще один участник группы Пирс Аггет нашел в пабе — 21-летний юноша по имени Джон Ньюман пел там под гитару известные хиты. Пирс предложил приехать на мастер-сессию в студию к Rudimental, и с первого дубля стало понятно: это оно.

Feel The Love возглавила британский чарт и попала в пятерку лучших синглов сразу в 9 странах. Старт у Rudimental получился впечатляющим. Джон Ньюман и вовсе на время потерял дар речи — еще вчера он пел в пабе, а сегодня его голос звучал на радио. Спустя какое-то время он обратился к тому же Майку Спенсеру, поскольку решил записать несколько собственных песен. С первой попытки он попал в цель: Love Me Again с бойкими брейками, духовыми и солнечным рейвовым пианино стала мегахитом 2013 года. Так вокалист Rudimental вышел в высшую лигу шоу-бизнеса.

На том же альбоме дуэтом с ним пел еще один клиент Майка Спенсера, куда более опытный вокалист Alex Clare. В 2011-м он прославился с выходом Too Close и одним из первых оседлал грядущую волну c надрывным белым соулом под духоподъемные раскаты драм-н-бэйса, и задал тренд, став желанным гостем в студиях драм-н-бэйс продюсеров. Он справедливо выбрал лучших — так родились совместные треки с Rudimental и Sub Focus.

На том же альбоме Home были замечены еще два исполнителя. Колоритный (во многом благодаря прическе) вокалист MNEK, которого сегодня называют одним из самых многообещающих поп-артистов британской сцены, и соул-дива Эмили Санде, которая годом ранее представила мощный дебютный лонгплей Our Version Of Events. После сотрудничества с электронными продюсерами (Эмили позже работала с Naughty Boy, а MNEK — с Gorgon City) карьера обоих пошла вверх. Все просто: быть R&B или соул-артистом в Британии подразумевало рассчитывать, прежде всего, на локальный рынок или надеяться на чудо, в то время как джангл и гэридж — это патентованные британские стили «на экспорт», музыка, которую слушают во всем мире. Само собой, только после коллабораций с драм-н-бэйс продюсерами и MNEK, и Emeli Sande, и Moko, и Becky Hill получили популярность и платформу в других странах.

Следом и по той же схеме вышли на уровень больших звезд мирового масштаба еще несколько исполнителей. Среди них темнокожая певица Moko, отчасти Ed Sheeran, Shannon Saunders, рэппер Tinie Tempah, Lianne Le Havas и многие другие. Наряду с Rudimental «кузницей кадров» для британского шоу-бизнеса стали Chase & Status, которые не всегда играли и создавали драм-н-бэйс, но всегда искали новые голоса и не боялись сотрудничать с малоизвестными вокалистами, делая тех звездами.

В 2015 году по мотивам своего дважды платинового Home группа Rudimental выпустила еще один альбом с говорящим названием We Are Generation. Среди прочих на нем появилась певица Ella Eyre, которая ранее сотрудничала с DJ Fresh. На тот момент ей был 21 год, девочка мечтала о большой сольной карьере. Пресса придумала историю с внутренним конфликтом на альбоме Rudimental, ведь там сразу несколько песен исполнила подающая надежды Anne-Marie, никак не планировавшая уходить в тень более юной Ella Eyre. «Место под солнцем» досталось всем. После появления в обойме Rudimental Энн-Мари предложили сделать сингл совместно с Clean Bandit. Их Rockabye звучит повсюду.

На прошлой неделе, в пятницу, культовая британская радиоведущая Мэри Энн-Хоббс обратила внимание на дебютный релиз молодого исполнителя Will Heard Trust. Релиз чудо как хорош, песням позавидовали бы не только Mika и Сэм Спарро, но и Джимми Соммервиль. Парень спел четыре песни, а его записывают в «надежды» поп-сцены ближайших лет. Что помогло Уиллу заявить о себе? Совместный трек с Rudimental, конечно. Даже два, если быть точными, оба вошли в альбом We Are Generation.

В чем секрет? Каким волшебством наделяет вокалистов этот британский квартет, что все как один запускают успешные сольные карьеры? Сами музыканты группы во всех интервью уходят от ответа, говоря, что просто доверяют интуиции в выборе вокалистов, и она никогда их не подводит. Но именно случай с Уиллом показывает, что все несколько сложнее — его, как и еще десятка два артистов, включая самих Rudimental, Sub Focus и даже упомянутых выше суперзвезд Clean Bandit, ведет инди-лейбл Black Butter Records. Наряду с Mad Decent во главе с Diplo, связок OWSLA и Skrillex или, например, Black Star и Тимати в России, Black Butter входит в число молодых лейблов, которые быстро осваивают новые технологии, ведут себя дерзко и небезосновательно претендуют на статус музыкальных империй — чего раньше за инди-лейблами замечено не было.

Black Butter стартовали в 2010 году, аккурат перед первой волной песенного драм-н-бэйса. Лейбл начинался как стартап трех партнеров, самым опытным среди которых был музыкальный менеджер Генри Виллэдж, на тот момент ему едва исполнилось 27. Несколько лет он потратил на работу с дэнс-поп проектом Man Like Me, вместе с которым сделал всего пару релизов. О группе толком не знали, концертов не было. Все указывало на то, что Генри стоит двигаться дальше — он вывел из проекта свои деньги и решил запустить на них лейбл. Генри и два партнера, Джо и Олли, на троих едва собрали 5 000 евро, это был их стартовый капитал. Как ни странно, но первыми же релизами Black Butter Records стали подборки с ремиксами на Man Like Me. Так себе начало...

После месяцев безуспешного поиска артистов, Генри удалось подписать сингл приятелей — неизвестного хаус-дуэта RackNRuin. Те еще и выдвинули свои условия: мол, нужно помочь с поиском вокалистки. На бэк-вокале у Man Like Me пела девочка по имени Джесси, параллельно она работала еще и бэк-вокалисткой у Jack Penate и как раз мечтала о сольном творчестве, на любое творческое предложение реагировала с энтузиазмом. Так в июле 2010 года свет увидел сингл Soundclash.

Генри оказался бизнесменом с крепкой хваткой. Поймав удачу в случае с Rudimental, он подписал группу на менеджмент и на деньги с ее выступлений выстроил разветвленную структуру: паблишинг, лейбл, букинг-агентство. В считанные годы каталог Black Butter Records вырос до 80 релизов, а в ростер агентства вошли почти два десятка новых интересных имен: Kidnap Kid, Goldlink, Clean Bandit, Jess Glyne, Zara Larsson, Dusky, Bipolar Sunshine и многие другие. По сути, Генри и компания заняли своими релизами практически всю нишу, которая образовалась между танцевальным мейнстримом и драм-н-бэйсом в начале 2010-х. Говоря языком бизнеса, Виллэдж сформировал «предложение под ключ», на которое не могли не откликнутся представители мейджор-лейблов.

Плейлист

Несколько лет назад Black Butter совершил ключевую сделку в своей истории — получив чек на 7 миллионов долларов, лейбл вошел в структуру Sony. Все основатели сохранили за собой руководящие должности, а в качестве бонуса заимели в вольное распоряжение орудие массового поражения — мировую сеть музыкальной дистрибуции Sony. Rudimental тем временем продолжали оставаться главными «любимчиками» Генри, а в очередь к Black Butter выстроилась армия молодых вокалистов, которые уже усвоили модель пищевой цепочки.

Аудиенция у Генри, коллаборация с Rudimental, контракт с Black Butter, промо на мощностях Sony Music, сольный выход, букинг в агентстве Stack House (в структуре той же компании) и паблишинг там же. К слову, в самое ближайшее время Black Butter планируют слияние с крупным британским паблишингом Cobalt. Nothing personal, it’s just business.

По слухам, свой третий по счету альбом Rudimental планируют выпустить в конце 2017 года. С нетерпением ждем. Не то что бы нечего было слушать... Просто хочется знать, кто возглавит чарты Billboard в 2018-м.

1 марта 2017

Подпишись на наш Twitter

и узнавай о новостях первым!
Юрий Китаев 13 марта 2017 8:24
Название у них = КОПЧИК...
Ответить  
Написать комментарий
Ваш комментарий