Неудивительно, что Винс Стейплс стал рэпером. Ведь его потаскало по самым музыкальным и криминальным районам страны. Он родился и провел детство в Комптоне, гостил у сестры в Атланте, а потом Стейплсы решили сменить Комптон — из-за высокого уровня преступности — на Лонг-Бич. Очевидно, мать решила, что Крипс более интеллигентная компания молодых людей, нежели Бладз.

Сейчас Винс позиционирует себя как представителя Лонг-Бич, и чаще всего в песнях можно услышать истории именно про этот город в Южной Калифорнии. Фанатам хип-хопа такая ассоциация неплохо рвет шаблоны, ведь вспоминая Лонг-Бич на ум скорее приходит легенда рэпа Снуп Догг. Стейплс же не похож ни на калифорнийского рэпера, ни просто на рэпера вообще.

Тем не менее самый необычный фрешмен 2015 года со времени открытия его гения широкой общественности очень вырос и предсказуемо стал феноменом современной музыки. 23 июня он выпустил второй полноформатный альбом Big Fish Theory, чем заставил под микроскопом рассматривать его музыку, откровения и жизненную позицию. Людям всегда интересно то, что не понятно, и фаны Винса смотрят и читают бесчисленное количество интервью артиста, чтобы как паззл собрать и понять «Теорию большой рыбы».

При детальном рассмотрении окажется, что теорий успеха Vince Staples гораздо больше. Это история парня, который ни о чем не мечтал, но воплотил американскую мечту; человека, который никогда не хотел становиться рэпером, но стал одним из ярчайших открытий и стабильно развивающимся артистом.

Теория пяти рукопожатий

Что бы не гласила эта теория, Винни хватило и меньше знакомств, чтобы подписать контракт с Def Jam. «Эй, чувак, погнали с нами! У нас есть трава, но ты не куришь. Еще у нас есть три с**и, но ты выбираешь последним, так что твоя самая жирная» — таким оказался поворотный момент в карьере восходящего голоса афро-американского коммьюнити. На сомнительную вечеринку юношу звали Dijon Samo и Chuck Wun, музыканты, официально признанные первооткрывателями таланта Стейплса. «Без них не было бы музыки Vince Staples», — торжественно заявляет Винс, стоя в домашней студии парней, где подростком он записывал свои первые треки.

Позже Дижон взял его с собой в Лос-Анджелес, где познакомил с участниками банды Odd Future: Syd Tha Kyd, Mike G и Earl Sweatshirt. Эрл в свою очередь представил Винса Маку Миллеру, с которым они записали совместный микстейп Stolen Youth. Миллер позвал Стейплса с собой в тур, первый в карьере нашего героя. Потом было турне со Schoolboy Q и Isaiah Rashad, а недавно Винс вместе с близкой подругой Kilo Kish провел дебютную серию сольных выступлений в поддержку Big Fish Theory. Тhе Life Aquatic Tour вдохновлен фильмом Уэса Андерсона Водная жизнь Стива Зиссу, который, в свою очередь, является трибьютом работе Жака-Ива Кусто. Сюжет ленты строится вокруг океанографа, который решает отправиться в большое плавание на поиски ягуаровой акулы, убившей его лучшего друга, чтобы отомстить за потерю. «Любой концерт — это как фильм. Он может быть обычным, состоящим из голливудских клише. Но что будет, если сделать его непредсказуемым, чтобы шоу притягивало внимание и не отпускало до самого конца?»

Теория эволюции

Когда Винсу было 17, он понял, что мать больше не сможет его содержать, а музыка — единственное, что принесет деньги в случае успеха: «У меня никогда не было работы. Мне ни разу не перезвонили».

Но это было не инфантильное желание проснуться знаменитым и богатым. Парень в прямом смысле учился, тренировался, постигал ремесло музыканта. Когда Винс рассказывает про выбор карьеры, он всегда подчеркивает, что у него было не так много вариантов. Говоря это, он намекает на стереотип о том, что афро-американцы могут преуспеть только в баскетболе, рэпе или наркоторговле. К такой ярмарке вакансий Винс относился скептически. Большая рыба в маленьком аквариуме, в котором ему явно тесно.

Проблем с законом примерный Винни не хотел, спортивным его тоже назвать сложно. Да и в начале музыкального пути он с большим скрипом принимал себя как рэпера. Но Стейплс и не стал рэпером, он стал артистом в намного более широком значении. Он создает музыку, полностью занимается продакшном своих релизов, делает визуальные концепции и сценарии к своим проектам. И, самое главное, доносит идеи до общества. «Быть музыкантом — это работа, и я ее ценю!»

Теория душевных струн

«Я пытался найти способ перенести эмоции на бумагу, а с бумаги донести до слушателя», — многие творения Винса основаны на вдохновении искусством других людей. Он восхищается образами или продолжает развивать идеи, отдает дань таланту.

Среди главных муз Стейплса: Эми Уайнхаус и ее история, образы и краски кинокартин Андерсона, океан и родной Лонг-Бич. В каждом альбоме мы вместе с ним гуляем по улицам и слушаем болезненные воспоминания о юности. Шум прибоя и крики чаек — частые эффекты в треках, они так же привычны, как и разборки банд. Вокруг парка Рамона и улиц, на которых вырос рэпер, крутится не одна история, описанная в альбомах. Друзья и родные, насилие и невозможность жителей города порвать порочный круг, созданный обществом. Это его вдохновение и печаль: «Искусство — это всегда боль. Но я готов заплатить эту цену, чтобы создать что-то прекрасное».

Теория большого срыва

Тяжелое детство, нищета, расизм и банды — стандартный набор начинающего рэпера. Но для тонкой душевной организации Винса — это скорее вечная тема для рефлексии, нежели агрессии или повода для самолюбования. Интроверсия и самокопание держат его в постоянном напряжении, это часть личности. А вот внезапно упавший груз славы стал достаточно тяжелой ношей. Вылилось это в мрачный EP и короткометражную зарисовку Prima Donna, где как мантра повторяется «Sometimes I feel like giving up», а в конце видео Стейплс стреляет в свое отражение в зеркале и умирает. Вдохновение для Prima Donna он нашел в документальном фильме о жизни Эми Уайнхаус. Поклонник блюзовой певицы, он был потрясен увиденным. «Это так грустно и так часто происходит. Я должен снять об этом небольшой фильм и написать к нему саундтрек», — говорил об идее создания рэпер.

Короткометражку Винс использовал, чтобы выговориться наконец на предмет принятия себя как селебрити, переварить навалившуюся популярность. Если кто-то записывает музыку, чтобы ее добиться, то для Стейплса слава — это побочный эффект ремесла, который, честно говоря, раздражает. В свете софитов он выступает с закрытыми глазами, а в своем туре, где может похозяйничать, ставит на сцене три больших экрана, на которых идут записи подводных съемок или меняются абстрактные образы. Виден лишь темный силуэт. Такая подача очень интересно влияет на публику. Когда артист не привлекает внимание, а делает упор на музыку, публика во многом предоставлена себе, и в зале зачастую творятся непредсказуемые вещи. Он побаивается фанов: «Они (фанаты) убили Эми. Когда ей было тяжело, они освистывали ее, вместо того чтобы поддержать. А ведь это обычная работа, и у артиста тоже может быть плохой день».

Теория невероятности

Стейплс утверждает, что в жизни не пробовал алкоголя, табака или наркотиков. Какой-то у вас неправильный рэпер. Винс не стал покупать золотые цепи и спускать миллионы на вечеринки. Он даже одеваться по-другому не стал. Белая футболка, классические джинсы и Конверсы — так он выглядит в 9 из 10 случаев. И неважно: это выступление на телевидении или перед залом, это модная сессия или интервью. «I feel like „Fuck Versace“, they rapin’ nigga’s pockets». Иногда образ дополняется растянутым свитером неопределенного цвета или джинсовой курткой не по размеру. Если бы в вашем райцентре водители маршруток были темнокожими, он бы отлично затерялся на фоне. У Винса свой стиль, и в нем он — икона.

Кроме раздражения, слава никак не изменила Стейплса. Голос поколения и парень с района, Chance The Rapper, который принципиально «не сотрудничает с лейблами и брендами», очень быстро начал хвастаться большими машинами и пачками с наличкой. В это время Стейплс зарабатывал на хороший дом для матери и не стеснялся подписывать контракт со Sprite, тем более что коллегами по рекламной кампании выступили J. Cole, Missy Elliott и даже Бигги. Сам же рэпер предпочитает жить в небольшой квартире.

Сейчас крупные издания просто разрывают его на части. Они берут интервью, в которых пытаются поймать на слове и доказать, что тот играет и на самом деле наслаждается популярностью. А еще просят оценить всё, что возможно и невозможно оценить. «Я не люблю осуждать. Но это именно то, чего люди хотят от меня постоянно. Эй, привет! Я Винс Стейплс, и вот топ 10 какой-то фигни, до которой мне нет никакого дела!»

Теория большой рыбы

У Андерсона теория большой рыбы — это месть, погоня за причиной своей фрустрации и попытка заполнить пустоту от потери. У Хемингуэя большая рыба — это заветная мечта, возможность доказать себе и людям, что ты способен на большее.

В теории Винса Стейплса, если рыба большая, значит ей мал аквариум. И рыба здесь не объект, а субъект — сам артист, его внутренние переживания и амбиции, а еще все афро-американское сообщество, частью которого себя считает рэпер. Что лучше, быть большой рыбой в стакане или маленькой в океане?

В конце видеоряда к синглу Big Fish маленький аквариум, в котором ютилась золотая рыбка, пуст. Она выбрала опасный водный мир, полный новых возможностей и не имеющий границ. Выбор Винса Стейплса очевиден, а что выберете вы?

Саша Черненко

автор

19 июля 2017

Подпишись на наш Twitter

и узнавай о новостях первым!
ASTROFOX 19 июля 2017 22:55
Спасибо Автору. Отличная статья про отличного Артиста.
Ответить  
Написать комментарий
Ваш комментарий