Интерфейс пионеровских «Сидиджеев»

Известный в России дизайнер и увлеченный меломан Илья Бирман опубликовал в своем блоге увлекательное рассуждение об интерфейсах диджейских CD-проигрывателей. Ведь мало кто задумывается, но когда в Pioneer создавали первый CDJ в 94-м, то всю механику взаимодействия с аппаратом нужно было придумать с нуля. Это уже потом привычные сейчас элементы управления стали стандартом для всей индустрии.

Мы публикуем материал с разрешения автора.

Чтобы сводить треки на виниле, нужно потренироваться.

Но интерфейс тривиален: пластинки крутятся перед тобой, делай с ними что хочешь. Отстаёт — взял за шпиндель, чуть подкрутил, подогнал. Убегает — легонько прикоснулся пальцем к тарелке, притормозил. Хочешь играть с определённого места — опустил иглу на него, оно играет. Нужно вернуться немного назад, чтобы попасть ровно ударом в удар — взялся за пластинку и открутил назад. Из интерфейса для диджеинга виниловому проигрывателю нужен только регулятор скорости вращения.


CDJ-500

Это первый диджейский плеер компакт-дисков (1994). До него треки только на виниле сводили.

На фото вторая версия (1996)

Это первый прибор, на котором мне довелось играть. Сейчас он кажется ни на что не годным старьём. Но я смотрю на него и понимаю, что это гениальное изобретение. Всё, что добавилось в будущих сидиджеях, было почти очевидно. А тут дизайнерам нужно было придумать не просто интерфейс, а вообще сам сценарий, как именно сводить треки на компакт-дисках. В этом и был прорыв.

Здесь совсем немного кнопок, но функциональность по ним распределена предельно эффективно. Вот действия, которые делает диджей для попадания ритмом нового трека в ритм играющего:

• поиск первого удара бочки в новом треке;
• точная установка виртуальной «иглы» на самое начало этой бочки;
• сохранение этого места («Cue-точки») для лёгкости возвращения в дальшейшем;
• корректировка положения Cue-точки;
• настройка скорости воспроизведения трека;
• возврат к сохранённой точке установки иглы, воспроизведение с этой точки;
• кратковременное ускорение и замедление трека при неизменной базовой скорости (для попадания «по фазе» при подходящей скорости).

Оказывается, чтобы покрыть все сценарии, связанные со сведением, кроме регулятора скорости (Tempo) достаточно было добавить на CDJ крутилку-джог и волшебную кнопку Cue

Интерфейс этого плеера крайне модален. Когда трек играет, вращение джога по часовой стрелке «подгоняет» его, причём тем сильнее, чем сильнее крутишь; против часовой стрелки — придерживает. Кнопка Cue означает «остановить трек и вернуться в начало», пока никакая Cue-точка не сохранена; «остановить трек и вернуться в Cue-точку», когда точка сохранена.

На паузе плеер не молчит, а циклически воспроизводит фрагмент, начинающийся в текущем положении иглы и длящийся долю секунды. Это нужно, чтобы ты слышал, где именно стоит игла. Джог плавно двигает её назад и вперёд — так ты точно находишь нужное положение. На виниле можно буквально нащупать его, немного подвигав пластинку взад-вперёд под иглой. Сидиджеи так научились далеко не сразу. Кнопка Cue на паузе означает «сохранить текущее положение как Cue-точку».

Если трек остановлен (в начале или в сохранённой точке), то нажатие и удерживание Cue его воспроизводит. Когда кнопку отпускаешь, игла тут же возвращается в сохранённую точку и трек замолкает. Если сохранена точка прямо перед ударом бочки (как обычно и бывает), то кнопка Cue становится барабаном: сколько раз жмёшь, столько она проигрывает сам этот удар, причём тем больший его фрагмент, чем дольше держишь.

Во время перемотки трека одной из кнопок Search, можно начать крутить джог, и тогда ты будешь дальше перематывать уже им, с удобной тебе скоростью — так нужное место можно найти намного быстрее (или я вру и эта фича появилась только в тысячниках?).

Кстати, есть и ещё один нюанс. Пока ты удерживаешь Cue, трек играет. В это время ты можешь чуть ускорить или замедлить его, чтобы подобрать скорость. При этом ты рассчитываешь, что когда отпустишь Cue, трек вернётся на сохранённое место. Однако иногда так бывает, что ты передумываешь и хочешь, чтобы он уже продолжал играть. Но отпустить Cue нельзя, ведь он сразу остановится! Когда я первый раз оказался в такой ситуации, я решил попробовать, удерживая Cue, нажать Play / Pause и после этого отпустил Cue в надежде, что трек продолжит играть. Он продолжил.

Слева от джога ещё есть блок управления лупами, но про него ниже.


CDJ-1000

Великий и гениальный «тысячник» — первый плеер, научившийся эмулировать винил (2001).



На фото третья версия (2006) уже с поддержкой MP3
и разными пирогами, которых сначала не было

Джог тысячника сам не крутится, но внутри него есть экран, на котором крутится картинка.

Однако обратите внимание, что в нём на месте все элементы из пятисотника: кнопки Cue, Play / Pause, Search — на тех же местах и даже подсвечены теми же цветами. Регулятор скорости тоже никуда не делся.

Это самый сексуальный электроприбор в истории человечества (айфон даже рядом не лежал). Хоть он уже давно снят с производства, для меня он по-прежнему выглядит как космос

Но справа от джога появился переключатель Jog Mode: Vinyl / CDJ, выводящий модальность на новый уровень. В режиме CDJ всё работает так же, как на пятисотнике. А в режиме Vinyl добавляется возможность непосредственного манипулирования виртуальной «пластинкой» — нащупывание точек, скретчи.

В виниловом режиме верхняя поверхность джога чувствительна к прикосновению. Если просто положить на неё палец и начать двигать туда-сюда, то эффект будет такой же, как от вжикания пластинки. Чтобы аккуратно подогнать или притормозить трек, нужно крутить джог за боковую поверхность. В отличие от CDJ-режима, на паузе плеер не играет циклически нанофрагмент от текущей точки, а молчит. Чтобы понять, что у тебя под иглой, то ты просто водишь джог туда-сюда, как сделал бы это с пластинкой.

Если остановить трек, просто положив руку на виниловый джог сверху, а потом отпустить, то он заиграет не мгновенно, а разгонится постепенно, как если бы ты держал тарелку винилового проигрывателя, а потом отпустил. Если нажать паузу в виниловом режиме, то трек остановится не мгновенно, а постепенно затормозит, как если бы у винилового проигрывателя выключили мотор. Насколько быстро он будет разгоняться и тормозить в таких случаях определяют регуляторы в блоке Vinyl Speed Adjust справа сверху.

Диджеи, никогда не игравшие на виниле, часто используют режим CDJ, лишая себя тактильного кайфа винилового режима. Конечно, с кайфом от настоящего винила он не сравнится, но всё же играть в нём сильно приятнее. Когда выбран режим CDJ, он подсвечивается зелёным, в отличие от синего Vinyl. Напрашивается параллель с SMS против iMessage на айфоне (тоже зелёный — отстой, синий — круто)

Ещё у тысячника на основном экране появилась диаграмма трека, очень примерно показывающая, где у него громкое, а где — тихое место. Разрешение в 100 точек (не на дюйм, а всего; в первых тысячниках точек было вообще 50) даёт представление, сравнимое со взглядом на вращающуюся виниловую пластинку под углом.


CDJ-2000NXS

Так выглядит современный CDJ (2012)

По сравнению с тысячником он уродец: всё кривое, экран оформлен отвратительно. Но в нём по-прежнему всё понятно. Несмотря на целую вселенную новых функций, старое — на месте и работает точно так же.

Две жёлтые кнопки In и Out и чёрная кнопка Reloop / Exit с жёлтой лампочкой внутри — блок управления лупами, оформленный как на пятисотнике на 18 лет раньше. Тысячник немного изменил расположение кнопок, но любой, кто умел им пользоваться на пятисотнике, мгновенно поймёт его. Эти кнопки ведут себя по-разному в зависимости от того, играет трек или на паузе, сохранена ли уже точка начала лупа, точка конца лупа, находимся ли мы в режиме редактирования начала лупа, конца лупа, играет ли сейчас трек внутри лупа или за его пределами. Ну и, конечно, переключатель CDJ / Vinyl тоже влияет на работу во время настройки лупов.

Модальность — всегда источник ошибок, но здесь разные режимы настолько жёстко связаны с разными этапами процесса и настолько хорошо вписываются в сценарий, что ошибки возможны только во время первых тренировок. Дизайнеры, которые придумали эту схему управления Cue-точкой и лупами и не стали делать отдельные кнопки для всего, поступили дальновидно — если бы на всё была своя кнопка, то современная вертушка выглядела бы сложнее кабины пилота самолёта.

Дизайн, придуманный в 1994 году, выжил в приборе, который уже умеет играть треки по Wi-Fi с айфона. С одной стороны, это говорит о консервативности Pioneer: наверняка с современными технологиями, тачскринами и гироскопами можно было бы придумать что-нибудь более интересное, чем схема с кнопкой Cue. Однако гениальность того дизайна состоит в том, что он не мешает компании вводить все новые фишки

Блок с кнопками Cue и Play / Pause, джог, регулятор скорости и блок управления лупами — они как руль и педали на машине — умрут только тогда, когда умрёт понятие «водитель». Отдельный кайф, что никто не пытается привести все кнопки и крутилки к единому виду. Наоборот, у всех своя форма, размер, способ подсветки — это помогает мгновенно узнавать их. Кстати, у нас в «Вайрлесс-диджее» кнопки Cue и Play / Pause такие же круглые, с такой же кольцевой подсветкой и расположены так же.

Получается, что когда мы придумываем интерфейс для чего-то, чего раньше просто не было, наш интерфейс может стать стандартом — просто потому, что куча людей научатся на нём. Если мы облажаемся, он может оказаться многолетней болью для всех. Но пионеровский интерфейс воспринимается так, как будто другого и быть не могло.

3 марта 2015

Подпишись на наш ВКонтакте

и узнавай о новостях первым!
DIGITAL MESS 3 марта 2015 17:52
CDJ1000MKIII one love
Ответить  
Decessio Sound System 3 марта 2015 17:57
Ещё про сотки забыли как промежуточное звено перед штуками) Классный и простой аппарат, сейчас не каждый сможет на них играть.
А вообще спасибо за статью!
Ответить  
DJ Art Creative 3 марта 2015 19:26
Там много промежуточных версий было, не только сотки.
Ответить  
DJRICCO 4 марта 2015 19:39
Да Сотки Приятные аппараты. Да сейчас за ДиДжея все решают технологии.
Ответить  
Sasha Orbeat 3 марта 2015 19:29
Успел за свою жизнь поиграть на всех пио..(Pioneer MEP-7000 в глаза не видел)
жаль, что автор статьи намеренно ушел от добавления в обзор рэковой линейки и таких рабочих лошадок как cdj100 с их последователями. там были прекрасные железки.
хотя и провалы были. напр cdj 555 :)
Ответить  
DJ Art Creative 3 марта 2015 19:32
Мне 400 был по душе :) Особенно по сравнению с сотками :)))
Ответить  
DJRICCO 4 марта 2015 19:40
400 это просто супер техника!
Ответить  
DJ Art Creative 3 марта 2015 19:33
А двухтысячник действительно уродец :)
Не играл ещё на нём. А если играть и буду, то вряд ли буду использовать все новые возможности интерфейса. Буду пользоваться старенькими и проверенными :)))
Ну, и с дисков как играл, так и дальше буду играть, никаких флешек.
Ответить  
Decessio Sound System 3 марта 2015 19:58
Полностью поддерживаю, сам такой)
Ответить  
Igor Sense 4 марта 2015 2:36
Чувааак! Прям моими словами свои мысли выразил (=
Ответить  
DIGITAL MESS 4 марта 2015 14:20
Играл я на 2000-х. Ещё когда они только-только появились. Первые 5 минут всё хорошо. Тут начинаешь равнять темп второго трека с темпом первого и понимаешь, что стандартная "матрица" темпа НЕ РАБОТАЕТ. Никаких +80 +160 +240 нет. Из трека 125БПМ при питче +80 получается 126,23 или что-то такое, но никак не 126. Треки разбегаются. Начинаешь править питч по счётчику - снова кони. На третий раз начинаешь править на слух и треки стоят ровно, а на экране какое-то непонятное значение питча, +79 или около того. Впечатление крайне негативное. Весь сет не по привычке играть - не комильфо. Дада, нормальный ди-джей умеет играть на слух и вообще не смотрит на дисплей, а виртуозы даже не слушают что играют, и вообще не присутствуют, и всё равно сводят без коней))) Но когда ты планировал отыграть по "матрице" и хочешь крутить мэшапы на ходу, то на подгонку на слух времени просто нет. Особенно, если один из треков - голая акапелла, без выраженного ритма

Остальной функционал - зачем он, если на этих вертунах играют такие люди, как стив аоки? Там нужна ТОЛЬКО кнопка Sync
Ответить  
Arthur Spectrum 4 марта 2015 14:34
на самом деле это простая математика, при низких ВРМ (около 100 врм) для сдвига на 1 врм нужно выставлять около 1 %, на более быстрых треках (около 128 врм) это значение уже снижается до 0.8 %, и для еще более быстрых 7.5%, а то и 7 %
Ответить  
Arthur Spectrum 4 марта 2015 14:35
матрица о которой вы говорите позволяет приблизительно выставить питч, но по месту возможно понадобится его установить уже более точно
Ответить  
Arthur Spectrum 4 марта 2015 14:35
сам аппарат в этом никак не виноват. он вам просто показал более точное значение, чем на это способен тот же 1000-ник
Ответить  
DIGITAL MESS 4 марта 2015 19:35
Самое интересное в этой ситуации, что треки не разбегаются по нескольку минут, один вертак показывает 126,00 а другой к примеру 125,75. И так много-много раз.
Ответить  
MOAR BETA 8 марта 2015 11:36
при 125 bpm +/- 0,8% должно равняться ровно одному удару. если это не так, то аппарат и вправду кривой. простая математика
Ответить  
JIN SHI 4 марта 2015 15:17
Юзайте в таком случае Rekordbox, и да будет вам счастье с квантизацией +100500 других ништяков.
Ответить  
DJRICCO 4 марта 2015 19:47
Да Флешки это удобно! Для шабашников и нового малолетнего ДиДжейства))) ! Звук с дисков в разы качественней богаче, чем с Лаптопа с Конторолером!
Ответить  
ElementX 8 марта 2015 14:01
вообще фингю сморозил насчет дисков против флешек. та же цифра, только носитель другой. просто бывали случаи, что некие засранцы из толпы вынимают флешку и смотрят что ты дальше будешь делать, так что некоторые носят с собой SD карты (цитата из одного видео)
ps минусовал не я )
Ответить  
Alexis Shtorm 10 марта 2015 0:00
смотря какой ноутбук, макпро многие звуковые карты по качеству уделает
Ответить  
DJ ROBERT RULEZZ (DJ BOB) 5 марта 2015 14:23
Фирмачи (к ним не относятся наши гении гавномэшапов которые стоят от 20 до 60 килорублей) все играют только с дисков (Буржуйские фирмачи используют помимо аудиоболванок наполовину фирменные синглы) .Некоторые такие как Грув или Фонарь еще винил используют!!!
Ответить  
Decessio Sound System 5 марта 2015 14:29
На счёт Фонарёва не уверен)
Ответить  
GREBTSOV 5 марта 2015 21:18
И они уже с флешек играют...
Ответить  
DJ ROBERT RULEZZ (DJ BOB) 5 марта 2015 21:23
Не видел,Володя использует иногда лептоп,но у него вавки!!!
Ответить  
DJRICCO 8 марта 2015 21:13
По Ходу Грув в своем клипе называет провинцией тех кто с компактов работает. Ну в принципе если с флешки или с др.Вав используется то это нормально. Но не думаю что Вав сейчас у всех. тк Покупать нужно.
Ответить  
DJ ROBERT RULEZZ (DJ BOB) 9 марта 2015 16:19
Нормальные Ди-Джеи покупают музыку на проверенных ресурсах!!!
Ответить  
Sonic Mine 3 марта 2015 22:52
Начинал с соток, в 2002 году, но потом очень долго пришлось играть и на CDJ-500 во времена резидентства в одном из клубов. Запомнились мне глюкавостью и невозможностью вытащить диск, когда проигрыватель "залипал"... ух, сколько нервов было потрачено.

тысячники огонь! рабочая лошадка

За 13 лет много на чем пришлось поиграть, но Пионеры - лучшее, на чем мне приходилось играть, вне зависимости от модели.
Ответить  
DJFLINT 3 марта 2015 22:57
Респект за пост ! =) у меня до сих пор пара 500 в гараже =) не отдам =)
Ответить  
Max Nalimov 3 марта 2015 23:02
елси в DVD плеерах был питч я бы с них играл
Ответить  
Wyro (Implex) 4 марта 2015 0:36
я тоже играл на такой штуке свой первый сет, ностальгия прошибла прям..
Ответить  
Igor Sense 4 марта 2015 2:46
А разве не 800-е пионеры были первыми с функцией эмуляции винила? Подскажет может кто из знатоков.
Ответить  
Arthur Spectrum 4 марта 2015 10:38
по моему первым диджейским CD проигрывателем был все таки Technics SL-P1200 (он же в узких кругах именовался - касса!)

Представлен в августе 1986 года


Ответить  
Arthur Spectrum 4 марта 2015 10:39
Ответить  
Arthur Spectrum 4 марта 2015 11:02
Specifications:
Disc format: CD
Digital converter: 2 x PCM54HP-M, 16 bit linear
Sampling frequency: 44.1 kHz
CD Mechanism: SOALP1200
Lowpass Filter - High Resolution Digital Filter (double oversampling/88.2kHz)
Frequency response: 4Hz to 20kHz
Dynamic range: 96dB
Signal to Noise Ratio: 106dB
Channel separation: 106dB
Total harmonic distortion: 0.0025%
Line output: 2V
Ответить  
Decessio Sound System 4 марта 2015 12:14
))от слова касса))
Ответить  
Skyfield 5 марта 2015 8:16
Ага, а слева внизу USB-порт для флэшек :)
Ответить  
DIGITAL MESS 4 марта 2015 14:46
касса)
Ответить  
Martinus 4 марта 2015 12:04
ээх, родные пятисотки, казалось это было еще вчера! а уже почти 20 лет прошло ((
Ответить  
ANDY STILL (Irbis Sound System) 4 марта 2015 13:09
с CDJ-500 начинал
Ответить  
Bassdex 4 марта 2015 18:24
Конечно у пионер большая история и есть те люди, которые начинали играть еще с первых серий и продолжают относиться консервативно к диджеингу (играют с cd, используют только базовые функции на новых проигрывателях) но не забывайте о новом поколении Dj, которые не застали 1000, 500, 800 вертушки, а начинают сразу с современных, поддерживающих usb проигрывателей и играют только с флешек. Это удобнее и практичнее. Я так начинала - с 900х пионеров и флешек. И меня взяла досада, когда нужно было играть на 1000х - пришлось писать диски.
Приходилось играть на 1000mk, 900, 2000nks
И что скажу на этот счет, что функция loop нормально работает только на 1000
Несмотря на функцию "квантизация" на новых вертушках, луп съезжает, то есть есть тот самый шов, и луп расходится со сводимым треком уже через 8тактов, даже если темп одинаковый, и его постоянно нужно подгонять (это 900 и 2000е вертушки) на 1000 просто устанавливаешь начало и конец и все работает точно и никуда не уезжает. Для меня это загадка - почему так. Почему эта функция на старых вертушках работает лучше, чем на новых.
Ответить  
DJ ROBERT RULEZZ (DJ BOB) 5 марта 2015 13:43
900 этим еще не так грешат,а вот 2000е особенно некусы просто отвратительно держат скорость!!!
Ответить  
Een Stemming 4 марта 2015 18:43
Я, как человек видавший вертаки первый (и походу последний) раз в жизни 11 лет назад, нифига не понял.
Ответить  
Een Stemming 5 марта 2015 10:13
Взяли заминусили... мегадиджеи ((
Ответить  
Dj Sergey Titov 4 марта 2015 19:26
Лично я описался от удовольствия, когда впервые увидел и поиграл на 1000-х пионерах, потому что до них играл на Нюмарках 13-х и Пионерах 100 :) Хотя и на 100-ых было очень приятно работать после дебильных нюмарков 13, небо и земля :)
Ответить  
KoT (Jack-o'-Lantern) 4 марта 2015 19:50
"Великий и гениальный «тысячник» — первый плеер, научившийся эмулировать винил (2001)."

- не согласен, первая и последняя эмуляция винила - Техникс, помню модельку DZ1200, но на тысячнике или виниле лично мне играть было проще, чем на этой эмуляции...
Ответить  
DJRICCO 4 марта 2015 19:51
Начинал с Катушечников Эльфа, и после них все что есть сейчас , начиная с первых моделей Пио или Денонов очень удобно и хватит чтоб нормально отыграть.
Ответить  
MESSOUND 5 марта 2015 13:34
Самые первые были 800, а далее за все время работы играл на 100, 200, 400, 1000, 2000, НО! Самые удобные однозначно пионеровские! Вертушки от Denon, извините, но это шлак, какими бы они не были, такие же и Stanton, хотя виниловые проигрыватели от них достойные, а Vestax где-то на уровне чуть ниже среднего.
Ответить  
DJ ROBERT RULEZZ (DJ BOB) 5 марта 2015 13:55
Переиграл на всех Пионерах которые только выпускались.Помню ощущения когда в начале 1997 года стал впервые за 500е после Numark CD7020
Это было что-то!!!В Видном (Московская обл.) покупали в наш клуб,только там был первый в Центральной России авторизованный сервисный центр и магазин Pioneer,потом был в 2000м уже в собственной коллекции 500s(самый маленький коээффициент детонации,скорость держал по 2-3 минуты 2 трека!!!) и пульт 600.Потом пересел на 1000е совсеми модификациями,ну и парралельно все модели которые Пионером выпускались в те времена 100,200,3000,5000,555,400,800 ит.д.

Для себя считаю самыми удачными и надежными: 500s,1000(всех модификаций) и неубиваемый 400!!!
Ответить  
Decessio Sound System 5 марта 2015 21:28
Даааа, были типа таких у джеминаев, вот уж по истине дурной питч на этих аппаратах, пока не появились сотки играл только на виниле
Ответить  
DJ ROBERT RULEZZ (DJ BOB) 5 марта 2015 21:34
Не.. эти Ньюмарки держали скорость супер,но маленький разбег питча делал свое дело...!!!
Ответить  
Decessio Sound System 6 марта 2015 11:27
Всегда бесил этот разбег)
Ответить  
DJRICCO 8 марта 2015 21:37
400 Красивый и Надежный Танк !
Ответить  
Кирилл Касьянов 12 марта 2015 22:37
vinyl kills mp3 industry
Ответить  
CollapSYS Crew 14 марта 2015 11:11
а я для души у себя держу CMX3000. для меня лучше нет. Я на них учился.. ну и да еще есть техникс 1210 но это уже другая история )))
Ответить  
Написать комментарий
Ваш комментарий